Эта форма обучения в Татарстане, как и в России в целом, становится все популярнее. Если в 2014 году на СО в Казани находилось 42 ученика, то в 2016 году уже 148. Точных данных по всей республике у Минобрнауки РТ нет.
Между тем большинство родителей вообще не имеют понятия, что означает "семейное образование", либо путают его с надомным обучением больных детей. А сам факт, что кто-то принципиально отказывается от школы и учит детей сам, вводит их в ступор. Воспринимают это как чудачество, а то и вовсе как асоциальное поведение.
Однако СО совершенно законная форма обучения. А при ближайшем рассмотрении выясняется, что это не новомодный эксперимент, а попытка вернуться к исконным традициям образования.
- Испокон веков дети и дворян, и крестьян обучались в семье, - проводит для меня исторический экскурс директор воскресной школы Казанского Богородицкого монастыря Ангелина Кузнецова. - И где-то в середине XIX века пришла школа. В деревнях детей поначалу сгоняли туда насильно, поскольку родители были против. И логика их ясна: кто отдаст своего ребенка в неизвестно чьи руки? Другое дело, что для нас нынешняя система образования - это данность. И мы даже не представляем, как может быть иначе.
По мнению Ангелины Инаровны, учителя с 30-летним стажем, в позднем Советском Союзе система образования была очень хорошей. Но после перестройки она начала рушиться. Одновременно менялся и жизненный уклад.
- Многие мамы теперь сидят дома, а нынешние школьные программы их не устраивают, - поясняет Ангелина Кузнецова. - Родители у нас грамотные, узнали, что существует другая форма обучения. Так почему бы к ней не вернуться? Ребенка можно определить в школу по месту жительства, а затем написать заявление "прошу перевести на семейную форму обучения с последующей сдачей контрольных".
Сейчас среди учеников воскресной школы несколько десятков детей получают семейное образование. При этом, подчеркивает директор, СО популярно не только в православном сообществе. Среди "семейников" много мусульман, да и нерелигиозных семей. Объединяет их серьезное опасение, что школьная среда может дурно повлиять на детей в нравственном отношении.
Когда родители идут на столь серьезный шаг, многократно возрастает их ответственность за судьбу ребенка. Ангелина Кузнецова уверена, что СО подходит далеко не для всех. Во-первых, у семьи должны быть финансовые возможности. Когда работают и папа и мама, до того ли? Во-вторых, требуется особый настрой, готовность поработать над собой.
- Первый год всегда самый сложный и драматичный, - рассказывает она. - Родители раньше этим никогда не занимались, им очень трудно самим перестроить свой график, а главное, свое мышление. Нелегко мотивировать ребенка на учебу, домашняя обстановка расслабляет. Поначалу все они впадают в состояние стресса, потому что ничего не получается. А помощь получают в нашей воскресной школе. Это своеобразная методическая площадка для них. Здесь они собираются, обмениваются опытом, проводят совместные уроки. В итоге к концу года родители овладевают данной формой обучения, и дети блестяще сдают контрольные. Да и сами мамы с папами сильно меняются. Становятся мудрее, спокойнее.
По каким же методикам учатся "семейники"? В принципе можно взять любую школьную программу. Но, как правило, по словам Ангелины Кузнецовой, вставшие на путь СО быстро приходят к выводу, что она далека от совершенства, и начинают искать дополнительный материал, создают интернет-сообщества, где делятся своими наработками.
- Каждый ребенок, обучающийся дома, отличается от других таких же, - говорит она. - Все зависит от того, что именно родитель выбрал сверх обязательного минимума: музыку, спорт, изобразительное искусство или шитье. Но все они должны прийти к финишу и сдать ФГОС.
Одна из программ, пользующаяся популярностью у последователей СО, - "Русская классическая школа" ("РКШ"). Она основана на системе Константина Ушинского, тем не менее вобрала в себя многое из советской школы. Разработчики (группа энтузиастов-педагогов и ученых из Екатеринбурга) постарались возродить прежнюю педагогическую модель, несколько обновив ее форму.
Если очень коротко, в "РКШ" не нагружают учеников начальных классов голой теорией или абстрактными терминами, а делают акцент на предметном познании мира, развитии образности, интуиции, самостоятельного мышления.
Большое внимание уделяется каллиграфии - дети сначала пишут на грифельных досках мелом, затем переходят на перья и перьевые ручки. Это хорошо влияет и на осанку. На арифметике осваивают приемы устного счета, на уроках "Родного слова" учат много стихов и поговорок наизусть. Программа включает в себя дошкольную подготовку с 4 до 6 лет и 1-4-е классы. Дальнейший курс пока создается.
Ксения, прихожанка одного из казанских храмов, обучает по программе "РКШ" десятилетнюю дочь и пятилетнего сына.
- Методика обучения в "Русской классической школе" совсем другая, чем в обычной школе, - делится она впечатлениями. - Дети открывают мир вокруг себя. Вот недавно проходили луковичные растения. Решила показать их, но не будешь же покупать все виды цветов. Поехали в садовый магазин, встали в уголке цветочного отдела, и я тихонько детям урок провела.
Вообще при каждом удобном случае Ксения старается организовывать наглядные занятия в музеях или дендрарии. Под класс в семье оборудован зал. Там стоят парта, компьютер, фортепьяно, стеллаж с пособиями, по стенам развешены карты.
- Выспаться я им даю, чтобы были более покладистыми, потом завтрак и уроки, - описывает она свой распорядок дня. - Пока старшая выполняет задание, занимаемся с младшим. Угадываем очертания букв в окружающем мире, разучиваем звуки.
Поначалу, говорит Ксения, было непросто. Пришлось заново изучать всю начальную школьную программу. Но по мере погружения в процесс становилось все интереснее. Семейное образование помогает родителям по-новому взглянуть на себя и мир.
Бывает, что на семейное образование переходят не по убеждению, а из-за конкретной жизненной ситуации.
- Старший сын занимается фигурным катанием, подает большие надежды. Каждый день ему приходится ездить из Зелендольска в Казань на тренировки, а вечером обратно домой, - рассказывает приемная мать шестерых детей Ирина Мордовченко. - Времени на школу не было, хотя мальчик способный. Ставили оценки за красивые глаза. Решили перевестись на семейное образование. Заодно и второго ребенка, который учился там же. Попросили документы, но руководство школы не отдавало, два месяца воевали!
Вслед за ними проситься на СО стали и другие сыновья. Психолог, который курирует семью Мордовченко, посоветовал: "Раз уж двоих взяли, правильнее будет и остальных так учить". И вновь женщина столкнулась с противодействием школы и чиновников.
- В РОНО сказали, что наши дети лентяи, потому мы и переводимся. Но ведь они все учились на "4" и "5", - возмущается Ирина Мордовченко. - В органах опеки попытались возразить, мол, вы же приемная мама, значит, не можете переводить на СО. Я распечатала из интернета стопку законов и принесла им. Они удивились: "Ой, а мы этого ничего не знали, спасибо!".
Действительно, на практике родителям далеко не всегда удается реализовать свое право на СО. Многие школы воспринимают эти попытки в штыки. Учреждений, где к "семейникам" относятся лояльно, в Казани наперечет. А потому многие прикрепляются к частной школе в Санкт-Петербурге, специализирующейся на СО.
Так поступила в итоге Ирина Мордовченко. Там им предоставили все учебники и тетради. Обучение платное - 10 тысяч на одного ребенка в год. Но, по словам матери, в обычной школе, с учетом формы, обуви, портфелей, канцтоваров и всевозможных взносов образование обходилось дороже.
- Две недели мы перестраивались на новую форму. И оказалась, что она гораздо эффективней и удобней. Они у меня стали основательно усваивать материал. Не так, как раньше: выучил, оценку получил и забыл. Им интереснее учиться. Каждый день отводим какому-то одному предмету, причем занимаемся примерно около часа. И за две недели мы прошли всю программу математики за пятый класс. Если требуется, посвящаем какой-то теме неделю. При этом у детей не возникает путаницы в голове из шести разных уроков, как это было в школе. Они приходили домой и ничего не помнили. Теперь учатся увлеченно, глаза горят.
А еще, отмечает Ирина Мордовченко, семья стала чувствовать себя психологически гораздо комфортнее. Никаких упреков со стороны педагогов.
- К ним же, как детдомовским, отношение было предвзятое. Прямым текстом учителя говорили, что они не такие, как все. А эти дети и так по жизни чувствуют себя виноватыми: "нас почему-то бросили". А тут еще учитель отругает за какой-то проступок, пожалуется - дома добавят. В результате они из школы уже приходили подавленные. Теперь постепенно освобождаются от этого чувства вины.
Конечно, возникает вопрос, а как же социализация? Да, это чудесно получать такое образование в чистом виде, без вредных побочных эффектов школы. Всем уютно и спокойно. Но не оказывается ли ребенок в тепличных условиях? Как он научится жить в обществе? У сторонников СО есть свои контраргументы. Класс - это отнюдь не модель всего социума, состоящего из людей разных возрастов, а искусственно созданный коллектив сверстников.
- Когда 30-35 детей загнаны в одни условия: 45 минут урок, потом перемена. Это что, правильная социализация? Это выживание! - считает Ангелина Кузнецова. - А дети, находящиеся на семейном обучении, они же дома не заперты. Все ходят в спортивные, музыкальные и воскресные школы, кружки рукоделия. Они там социализируется без нервозности, в отличие от школьников.
Однако, по ее мнению, у СО все же есть одна слабая сторона.
- В школе дети очень быстро понимают, что такое "надо", там их "хочу" или "не хочу" никого не интересуют, - говорит она. - Как быть с этим в семейном обучении, для меня вопрос пока открытый. Если до 4-го класса серьезных проблем здесь не возникает, то потом ребенка как-то надо приучать к ответственности.
Есть и другие сложности в СО. Как считает доцент Института психологии и образования Казанского федерального университета Татьяна Шарай, сама обучавшая своего сына дома первые с 1 по 3 класс, не каждый сможет совмещать роль мамы и учительницы. Это может испортить отношения между родителем и ребенком.
- От мамы ребенок ожидает, прежде всего, любви, заботы, поддержки, - поясняет она. - А учитель должен оценивать, требовать, контролировать. И, соответствующее поведение педагога воспринимается органично, а мамино - нет. Возникает конфликт ролей.
Наверное, вопрос "А смогу ли я?" - ключевой при выборе СО. И большинство мам, только мысленно "примерив" на себя роль педагога, откажутся от этой идеи.
Ангелина Кузнецова уверена, что почти любой родитель, имеющий высшее образование, способен выучить ребенка до уровня 4-го класса. Вот только это требует огромных внутренних усилий. Надо преодолеть себя и общественное мнение.
- Все уже привыкли ставить планку для матери - до семи лет вырасти ребенка, а дальше отдай в школу и занимайся другими делами. Но почему никто не пытается изменить эту модель? Очень важные слова сказал Ушинский: "Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости".
Дмитрий Емец, детский писатель, отец семерых детей:
- К этой форме обучения я отношусь скептически. Не потому, что так уж люблю школы, а просто в силу того, что дать полноценное домашнее образование нереально. Я не верю в долговременную силу воли у родителей и детей. В одном случае из ста, возможно, но в 99 случаях это тупик. Очень сложно родителям не дать себе и детям послабление, заниматься регулярно. Через полгода энтузиазм большинства мам угасает.
Тут есть другой вариант. Вы ходите в школу, но порой по договоренности с учительницей можете немного поболеть, написать записку. Есть много разных форм домашнего образования без отрыва от учебного заведения.