27.04.2017 11:17
    Поделиться

    Как вытащить подростков из опасных групп в соцсетях

    За последние полтора месяца только в Сормовском районе приволжской столицы предотвращено два суицида школьников, которые состояли в "группах смерти". А в Кировской области за 2016 год зарегистрированы два случая самоубийства подростков и 24 попытки их свершения.

    Вовремя заметили угрозу

    В сормовском случае, к счастью, педагоги вовремя обратили внимание на странности в поведении детей, подключили врачей-психотерапевтов и вытащили подростков из опасной игры на стадии выполнения первых заданий кураторов. Об этих и не только случаях шла речь на расширенном (открытом) родительском собрании в сормовской школе № 78.

    - Многие уже наслышаны об опасном контенте в соцсетях, но теряются и совершенно не понимают, как пресекать суицидальные мысли и поведение детей, - говорит врач-психотерапевт Татьяна Попова. - Существует порядка 20 "групп смерти". Первая из них называлась "Синий кит", в настоящее время это сообщество заблокировано. Суть всех таких групп одна - доведение детей до самоубийства. Куратор дает задания, на выполнение каждого уходит от 2 до 5 дней, всего порядка 20 шагов. Задания самые разные, начиная от рисования кита, символа группы, на бумаге либо у себя на теле до просмотра страшных видео, порезов на теле, а завершающий шаг - суицид. Дети должны после каждого задания предоставить подтверждающие фото и видео своих результатов. Отмечу, что даже если ребенка вывести из игры на первом этапе, на восстановление его психики потребуется примерно 8 месяцев.

    В качестве профилактики психотерапевт посоветовала родителям поднимать самооценку детей (особенно мальчиков), разговаривать с ними без давления и повышения голоса, позволять им быть лидерами в семье. И показывать ребенку, что он талантлив: ведь в "закрытых группах" детей очень сильно хвалят, отмечают их превосходство и значимость.

    - Наконец, будьте нежными с детьми, говорите им о своей любви. Детям это необходимо слышать ежедневно, - заключила Татьяна Попова.

    Не "ночуют" ли ваши дети в соцсетях?

    По словам замруководителя следственного отдела Сормовского района Владимира Белецкого, несовершеннолетние попадают в "группы смерти" двумя путями: сами вступают в закрытые сообщества "ВКонтакте" либо размещают статусы об одиночестве.

    - Кураторы групп отслеживают подобные сообщения, приглашают подростков "поиграть", - рассказывает он. - Детям необходимо объяснить опасности Интернета, создать им активную, интересную среду вне Сети, не пресекать разговоры о смерти, а объяснить ее неизбежность. Важно интересоваться увлечениями, а по возможности иметь совместную деятельность и хобби, плюс обратить внимание на Viber, а лучше исключить это приложение из употребления - есть случаи доведения до самоубийства именно через этот мессенджер.

    Татьяна Калинина, сотрудник полиции по делам несовершеннолетних, дополнила коллег.

    - Чаще всего в "закрытые группы" вступают дети из благополучных семей, которые на первый взгляд находятся под заботой и защитой родителей, - сообщила она. - Просмотрите группы "ВКонтакте" ваших детей, если сами встречаетесь с подобными сообществами, блокируйте напрямую либо отправляйте скрин на сайт Роскомнадзора.

    Да, к профилактической работе привлечены классные руководители, школы, но главный контроль - в семье. Родителям необходимо проявлять внимательность и бдительность: послушать музыку, которая доносится из наушников детей, вместе посмотреть видео, обсудить их. Нелишне проверить, спят ли дети ночами (не дремлет группа "Разбуди меня в 4.20") - словом, быть вовлеченными в жизнь детей.

    Психологов - раз, два и обчелся

    В большинстве вятских школ психологические конфликты разрешаются уже на острой стадии - такой вывод следует из доклада уполномоченного по правам ребенка в Кировской области Владимира Шабардина.

    Причина - острая нехватка школьных психологов. В юго-западном образовательном округе с центром в Советске, например, на 64 школы в восьми районах приходится всего четыре специалиста. Похожая ситуация и в других образовательных округах, за исключением областного центра и крупных городов региона: здесь на 668 школ в радиусе 50 километров от Кирова 180 школьных психологов. В результате в 2016 году впервые обращения на проблемы в образовании, в том числе на конфликты в школах, заняли первое место среди всех обращений в аппарат омбудсмена.

    Хотя в прошлом году количество самоубийств среди школьников заметно снизилось (2 против 9 годом ранее), неудавшихся по разным причинам попыток зафиксировано 24, что на две больше, чем в 2015-м. Когда в одной из школ Малмыжского района мальчик оказался в предсуицидальном состоянии, оказалось, что в районе вообще нет ни одного школьного психолога!

    - Проблема возникла в связи с тем, что эта должность стала рекомендуемой, а не обязательной, - говорит омбудсмен. - Директора школ в условиях дефицита средств режут в первую очередь ставки психолога. И они скорее оставят не его, а техничку: иначе контролирующие органы тут же напомнят о необходимости соблюдения санитарных норм.

    Виноват не только Интернет

    Чтобы как-то разрешить проблему, Владимир Шабардин предложил создать в регионе психологические службы с одним-двумя специалистами на базе центров образования - они фактически станут базовыми школами в районах. А в Кирове создать сильную психологическую службу, которая помогала бы им. Например, в сентябре проходит тест на склонность к суициду, и если среди школьников оказываются подверженные такому риску, конкретно с ними идет совместная работа.

    Речь не только о пресловутых "группах смерти". Как показывает аналитика выявленных в Кировской области суицидов и их попыток, мотивация может быть самой разной. Конфликты в семье, неудавшиеся романтические отношения, личностные проблемы, замкнутость, психологическая дезадаптация и даже боязнь ЕГЭ. А в качестве "сигналов" взрослым выступают такие факторы, как конфликты со сверстниками и друзьями, отставание в учебе, демонстративное поведение с суицидальными намерениями.

    По словам Владимира Шабардина, детей, нуждающихся в психологической помощи, становится с каждым годом все больше.

    Комментарий

    Мария Дубровская, психотерапевт:

    - Психолог в школе нужен обязательно, потому что он играет не только корректирующую роль, но еще выступает как некий посредник между ребенком и взрослыми. Он должен с понимающей, одобряющей, немного корректирующей позиции поддержать ученика. Это не родитель и не педагог, с которыми у ребенка может быть конфликт. То, что ребенок не расскажет папе с мамой или учителю, может поведать психологу. А последний, выступая в роли сотоварища и находясь чуть-чуть на дистанции, поможет раскрыться подростку. Он поймет, что его не будут ругать, бить, высмеивать, не осудят, не предадут, а помогут найти выход из сложной ситуации, которая для маленького человечка кажется глобальной и катастрофической. Психолог должен объяснить, что есть решение, что на самом деле не все так плохо и страшно. Это очень сложная и тонкая работа.

    Контакты

    Горячая линия региональных СУ СК РФ "Ребенок в опасности":

    Нижегородская область - (831) 268-03-34,

    Кировская область - 8-800-707-12-30,

    Удмуртская Республика - 8-800-2000-125.

    Для абонентов сотовой связи - 123.

    Поделиться