К такому выводу пришла рабочая группа по рассмотрению проекта создания мусоросортировочных комплексов (МСК) и двух полигонов возле сел Раздольное и Верх-Тула. Проектная мощность каждого рассчитана на 470 тысяч тонн в год. Общие инвестиции составят 6,5 миллиарда рублей.
Отдельные параметры концессионного соглашения сразу вызвали много споров и недоразумений. Чтобы разобраться в том, каких последствий стоит ожидать при выполнении "мусорного" соглашения, была создана специальная группа, в которую вошли депутаты регионального и городского парламентов, представители прокуратуры и профильных ведомств правительства области и мэрии Новосибирска, общественных организаций.
- Прежде всего, вызывает беспокойство срок концессии - сорок лет. Объем валовой выручки концессионера - гарантированный доход - за эти годы должен составить 121,5 миллиарда рублей. Это больше, чем получит концессионер, решивший построить четвертый мост через Обь в Новосибирске. Правительство области после наших замечаний согласилось на "косметическую" поправку, уменьшив гарантированный доход до 118,5 миллиарда рублей, - сообщил руководитель рабочей группы, депутат Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко.
По его словам, разница между расчетной и установленной валовой выручкой за сорок лет достигает 37,7 миллиарда рублей. Ее и придется возмещать из средств бюджета. Расчет прост. Согласно соглашению, ежегодно на мусоросортировочные предприятия должны доставлять восемьсот тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО). Если этот объем умножить на утвержденный тариф (в 2017 году он составляет в среднем 354 рубля за обработку и обезвреживание одного кубометра мусора и 99,5 рубля - за захоронение кубометра ТКО), то расчетный объем по двум полигонам после их открытия в 2019 году составит 2,2 миллиарда рублей. Однако цифры, заложенные в соглашении, существенно расходятся с этими расчетами.
По мнению экспертов, гарантированный объем мусора тоже завышен на двести тысяч тонн, если брать во внимание объемы, предусмотренные госпрограммой "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах".
В случае вступления соглашения в силу стоимость услуг (тарифы) по утилизации и захоронению ТКО также должна вырасти по сравнению с показателями 2016 года в 2,5-3,5 раза. Эта нагрузка ляжет на жителей области. К примеру, сейчас МУП "Спецхозяйство" (в Новосибирске предприятие обслуживает более тысячи организаций, 16 управляющих компаний и 170 ТСЖ) выполняет работу по захоронению отходов за 42-46 рублей за один кубометр. Для концессионера ту же работу оценили в 101 рубль. Сортировка в Новосибирске стоит 102 рубля за кубометр, концессионным соглашением предусмотрен тариф в 358 рублей.
Недоумение рабочей группы вызвали "особые обстоятельства", указанные в соглашении. Например, к ним относится досрочное расторжение договоров о проведении каких-либо работ между концессионером и третьими лицами из-за неисполнения обязательств или банкротства, акции протеста со стороны населения, а также недополучение концессионером каких-либо лицензий или разрешений. А в случае досрочного расторжения соглашения области придется выплатить триста миллионов рублей.
Еще один аспект, который отметила рабочая группа, касается мест размещения полигонов.
- Жители сел и соседних садоводческих участков не готовы мириться с тем, что рядом с ними вырастут холмы мусора. Напомню, концессией предусмотрена только сортировка, но не переработка ТКО, а это значит, что залежи будут расти. Планируется, что полигоны займут земельные участки в восемьдесят гектаров. В Раздольном, к примеру, рядом с предполагаемым местом размещения отходов протекает река Издревая, рядом с ней сохранилась уникальная экосистема, существовавшая около двух миллионов лет назад. Мы инициировали проведение общественной экологической экспертизы, - подчеркнула координатор инициативной группы "Поможем реке Издревой. Нет мусорному полигону на Издревой!" Юлия Колеватова.
Экологов поддержали активисты Общероссийского народного фронта в Новосибирской области. В адрес региональных властей они направили заключение, в котором прописали основные экологические риски в связи с потерей территории в бассейне реки Издревой, а также рекомендации создать здесь сеть особо охраняемых природных территорий.
- Насколько мне известно, губернатор области Владимир Городецкий официально заявил, что мусорный полигон, который решено строить в Раздольном, может быть перенесен на другую площадку. Глава региона дал поручение департаменту имущества и земельных отношений рассмотреть возможность альтернативного земельного участка для размещения мусоросортировочного комплекса, - сообщил сопредседатель регионального штаба ОНФ Сергей Соколов. - Думаю, что ставить точку в проекте строительства МСК и полигонов рано. Еще не завершилась процедура общественных слушаний, которая у нас ранее вызывала нарекания в связи со слабой информированностью жителей территорий, рядом с которыми появятся новые объекты. Кроме того, свое мнение еще выскажут и специалисты в рамках экологического аудита.
Руководитель рабочей группы Вадим Агеенко сообщил, что в мае выводы (а это тридцать страниц текста, цифр и таблиц) будут рассмотрены на заседании комитета по строительству, ЖКХ и тарифам Законодательного собрания региона. После этого документ может быть вынесен на сессию, чтобы депутаты направили обращение к губернатору Новосибирской области с рекомендациями рабочей группы.
Лариса Анисимова, генеральный директор АО "Экооператор" (компания-разработчик территориальной схемы):
- Новосибирская область в числе первых семи субъектов Федерации выполнила новые требования закона "Об отходах производства и потребления", приняв территориальную схему обращения с отходами. Она предполагает создание восьми кластеров в районах области, строительство мусоросортировочных линий, а также площадок временного хранения. Ежегодно мегаполис генерирует более четырех миллионов кубометров ТКО, регион - около восьми. Реализация новой схемы обращения с отходами подразумевает и новые подходы к утилизации отходов. В ближайшее время в городе планируется организация контейнерных площадок для раздельного сбора мусора.
Валентин Сичкарев, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Законодательного собрания Новосибирской области:
- Необходимо более детально подходить к разработке финансово-экономической модели концессионного соглашения, учитывая нагрузку на бюджет. Что если областной казне придется компенсировать недополученные доходы концессионера? Никто не знает, во сколько это обойдется. Если мы говорим о "мусорном" соглашении, то наверняка есть альтернативные и более выгодные предложения. Мы предложили представителям правительства области изучить опыт других городов.