В таких случаях часто говорят: травмы, не совместимые с жизнью. Но не прошло и месяца: обе женщины самостоятельно дышат, видят, говорят, едят. Ходят! Понятно, передовые технологии, аппаратура - с этим в Центре анестезиологии и реаниматологии, как и в других отделениях НИИ, проблем нет. Но главное, конечно, сами врачи, их знания, профессионализм.
Знакомлюсь: заместитель главного врача Вячеслав Афончиков, заведующая реанимацией Елена Соколова, нейрохирург Павел Чечулов, врач-реаниматолог Любовь Углева, анестезиолог Илья Петров.
Кстати, у 27-летнего Ильи Петрова в тот день был выходной после суточного дежурства. Но как только узнал о трагедии, сразу примчался. Экстренные операции проводили примерно 70 специалистов. Некоторым пострадавшим делались одномоментно сразу две операции двумя бригадами хирургов. Нейрохирург Павел Чечулов был в такой бригаде. На его счету не одна уникальная операция. Из недавних - больному с гигантской, до 5 см, аневризмой...
У многих пострадавших оказались повреждены сосуды. А у одной женщины сразу в двух местах крупная артерия. Чтобы "сшить" ее и "склеить" более мелкие сосуды, потребовалось несколько часов поистине ювелирной работы хирурга. И клей, и методика известны не первый год. А вот в экстренной ситуации с большим числом пострадавших использовали их впервые.
Двадцать шесть операций провели врачи НИИ уже в первые сутки после взрыва. И примерно столько же в следующие дни. Сейчас в стационаре остаются 12 человек. Их жизни уже ничто не угрожает.
- Современные процедуры и лекарства, конечно, делают свое дело, - говорит завреанимацией Елена Соколова. - Но без должного ухода восстанавливаются тяжелые пациенты обычно медленней.
Они немногословны - врачи НИИ скорой помощи. И то, что сделали и делают для своих пациентов, подвигом не считают. Говорят: это обычная наша работа - спасать человеку жизнь.