Сам он "родом" из новгородского Софийского собора. Создан был в 1533 году по заказу тогда архиепископа Новгородского, а впоследствии митрополита Московского и Всея Руси Макария. Но к началу XIX столетия уже несколько десятилетий как не использовался: заимствованная некогда у Византии практика использования этих сооружений для особенно значимых богослужений, сошла в России на "нет".
- То, что он дошел до наших дней, настоящее чудо, - считает художник-реставратор Жанна Максименко. - Случилось это во многом благодаря тому, что в 1860 году амвон был вывезен из Великого Новгорода в Петербург, где император Александр II задумал организовать Музей христианских древностей. Это была своего рода национальная идея. Под крышей музея планировалось собрать лучшие образцы данного искусства со всей страны.
Новгородский амвон, упоминания о котором можно найти в летописи, со времени своего создания считался самым красивым и наиболее значительным. "Амбон велми чуден и всякие лепоты исполнен", - сообщал очевидец.
В том, что это так, корреспондент "РГ" убедилась, побывав в одной из реставрационных мастерских Русского музея. Именно здесь возвращают к жизни памятники деревянной скульптуры. Прежде всего, объемные, то есть, имеющие выпуклости, горельефы, округлости. Их в фонде музея порядка тысячи. Одна из основных задач - сохранить памятник в первозданном виде.
Амвон со времен блокады лежал в разобранном виде в ящиках на территории музея. Интерес нему вернулся в 1990-е годы. Была разработана программа исследования, сделаны обмеры, составлено описание. Но начать работы удалось только в 2013-м, когда появились и средства, и технические возможности. Из 300 подлинных его деталей сохранилось за минувшие столетия чуть больше половины - 188. Еще несколько были привнесены реставрацией XIX века, и не только портили внешний вид исторического сооружения, но и вредили сохранности. Специалистам пришлось полностью разобрать его, на что ушла не одна неделя.
При этом выяснилось, в частности, что дерево, из которого амвон сделан, в хорошей сохранности. Древнерусские мастера знали толк в деле, выбирая материал! Дерево, кстати, требовалось строго определенной породы, в основном сосна и липа. Из липы легче вырезать объем, мелкие декоративные детали, а сосна использовалась для вертикальных панелей, составивших конструкцию. "Присутствует" и дуб - из него выточены несколько расписанных столбиков в основании.
По сохранившимся углублениям резьбы на панелях и результатам химических исследований стал понятен первоначальный замысел декора. Он состоял в чередовании серебрения и золочения, что создавало неповторимый художественный эффект. Современные технологии помогли устранить также некоторую путаницу, допущенную при сборке деталей в начале ХХ века. Теперь все они промаркированы. На каждую составлено подробное описание.
Три с лишним года реставраторы, можно сказать, не отходили от артефакта, возвращая его в музейную экспозицию. А когда отношение к историческому памятнику честное и искренне, то он непременно отвечает взаимностью.
- Так и случилось, - подтверждает Жанна Максименко, работающая в мастерской более 25 лет. - Во внутренней полости одной из съемных главок амвона мы обнаружили свечу и небольшую записку. Записка примерно того же периода, что и само возвышение, созданное артелью новгородских амвонных дел мастеров - были такие на Руси! Сохранилась она очень хорошо. Нам удалось ее прочесть: "Афонькин Жеребей Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У знамения Богородицы - два попы". Что означает слово "жеребей" - может быть жребий? Пока однозначного ответа нет. Неизвестно, кто и зачем оставил эту записку. Но исследования продолжаются, со временем, думаю, удастся найти ответы на все вопросы, заданные нам единственным сохранившимся в мире средневековым деревянным амвоном. Выставка продлится до 1 августа.