27.04.2017 21:55
    Поделиться

    В Москве пройдет мини-ретроспектива Ларса фон Триера

    Кто он - гений или провокатор? Таким неверно поставленным вопросом, когда речь заходит о фон Триере, некоторые зрители задаются до сих пор. Неверно поставленным - потому что предлог "или" тут явно лишний. История знает много примеров, когда гений был вполне совместим со злодейством, отчего же тогда гениальность не может быть провокативной? Мини-ретроспектива поздних фильмов Ларса фон Триера в "Атриуме", которая стартует 10 мая, способна доказать, что одно вовсе не противоречит другому.

    Откроется ретроспектива "Антихристом" - скандальным хитом Триера, который был неоднозначно встречен на Каннском кинофестивале. Особое недоумение публики вызвало посвящение Тарковскому, которым заканчивается фильм. При том, что сюжет "Антихриста" вертится вокруг членовредительских отношений супругов, переживающих гибель ребенка. Тогда многим казалось, что Триер просто издевается и дразнит публику. Однако Тарковского в "Антихристе" гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И дело не только в визуальных аллюзиях на "Зеркало", которых тут множество. "Антихрист", как и "Зеркало", - это исповедь автора, метафорический рассказ о глубоко затаенных чувствах и воспоминаниях, мучающих автора. Персонажи Шарлотты Генсбур и Уиллема Дефо тут - проекции автора, переживающего личностный кризис и находящегося в сложных отношениях с самим собой.

    Непростые отношения между двумя частями одной и той же натуры становятся центральной темой и завершающего фильма ретроспективы - дилогии "Нимфоманка". Центральным мотивом этой драмы, изобилующей откровенными сексуальными сценами, является ерническая иллюстрация диалога между разумом и чувством. За чувство отвечает героиня Шарлоты Генсбур, за разум - персонаж Стеллана Скарсгарда. То, что этот диалог заканчивается убийством Скарсгарда, много говорит о том, что Триер думает о рацио.

    Между "Антихристом" и "Нимфоманкой" в "Атриуме" покажут "Меланхолию" - еще один фильм Триера, премьера которого на Каннском кинофестивале вызвала скандал. И дело не в содержании картины, а в пресс-конференции, на которой Триер высказался в том духе, что может понять Гитлера. После этого случилась показательная порка Триера, который был вынужден досрочно покинуть Канны - с тех пор на набережной Круазетт он не появлялся. При этом само заявление Триера свидетельствовало, конечно, не о симпатиях нацистам, а о затяжной депрессии, которую переживал режиссер. "Меланхолия", в которой выходящая замуж героиня Кирстен Данст не без радости ожидает скорого и неминуемого апокалипсиса, - вновь откровенная и пугающая своей интимностью демонстрация внутреннего мира автора.

    Поделиться