Просто улыбайтесь


Второй эпизод десятого сезона "Доктора Кто" под названием "Улыбнись" (Smile), как, собственно, и предыдущий, нисколько не разочаровал поклонников легендарного британского научно-фантастического сериала. Что особенно приятно, новая серия словно бы мимоходом обозначила несколько важных философских и этических вопросов, которые неизменно ставит перед нами настоящее и стремительно надвигающееся будущее. "Доктор Кто" издавна славится тем, что может преподнести сокровенное в изящной и пестрой упаковке - и мастерство детского писателя, сценариста, одного из верных соратников Дэнни Бойла Фрэнка Коттрэлл-Бойса здесь пришлось как раз кстати.

В какой-то степени "Доктор Кто" действительно сказка. Однако в отличие от многих новомодных произведений этого жанра, в ней есть и намек, и урок всем желающим. А также несколько немаловажных открытий о самой вселенной Доктора. Говоря о последнем, пальму первенства можно не раздумывая присудить высказыванию Доктора о ТАРДИСе: время и место приземления определяются рядом компромиссов и активным взаимодействием между Повелителем и его космическим кораблем. Возможно, появление в кадре излишне экзальтированной и не в меру любопытной Билл даст ответы на многие вопросы, которые более ранние спутницы Доктора либо не решались задать с такой прямотой, либо не чувствовали в этом необходимости.

Двенадцатый Доктор не в первый раз напоминает верным и последовательным в своем увлечении зрителям киноэпопеи более ранние свои воплощения, относящиеся к изначальному сериалу, а не его возрождению. Ну а новообретенная аудитория начинает потихоньку разбираться если не во всем, что приключалось с ним с шестидесятых годов, то, по крайней мере, при надлежащей усидчивости постепенно узнает, что Десятый и Одиннадцатый Доктора - отнюдь не мерило классического "докторского" поведения.

Добрую часть нового эпизода Доктор размышляет, рассуждает вслух, сомневается, делает умозаключения и мучительно пытается понять логику поведения своей попутчицы. Единственное разочарование - натужность и настойчивость попыток показать, насколько Доктору нужен простой землянин как лакмусовая бумажка его решений, некий моральный компас из человеческого мира. И это "очеловечивание" Доктора уж больно смахивает на концепцию построения последних полутора сезонов сериала "Шерлок" - с печальными последствиями, как мы помним.

Что, безусловно, радует - так это попытки осмыслить некоторые феномены массовой культуры и ненавязчивым образом показать, как самые, казалось бы, безобидные атрибуты новой реальности могут иметь печальные последствия. В этот раз Доктор и Билл переносятся словно бы в пресловутый "сон Веры Павловны" - прекрасный город будущего из стекла и стали, где их ждут забавные роботы-эмодзи, настолько заботливые, что сразу угощают гостей едой и дают всем новоприбывшим жетончики-индикаторы настроения, показывающие всем, кроме самого обладателя сего артефакта, его текущее душевное состояние.

Казалось бы, все сделано человеком (это презюмируется) во благо человека. Но, как и со всем остальным, связанным с технологиями, нужно быть предельно осторожным - логика алгоритмов далека от приспособляемости и суждений по аналогии, которые свойственны человеческому интеллекту. А при передаче рычагов управления и печальном "ауторсинге" принятия решений роботам произойти может все, что угодно. Мысль эта, в общем-то, не нова, но подана достаточно оригинально. Интересно другое - показанное на экране заставляет задуматься о том, что происходит вокруг в реальном времени - смайлики, как и многие другие надстройки нашей повседневной жизни, меняют нас самих, заставляют в меньшей степени ориентироваться на языковые средства передачи настроений, ведь всегда можно подставить нужную мордашку, и собеседник поймет, что к чему. Да и палитра чувств и эмоций постепенно начинает деградировать и подстраиваться к линейке предлагаемых ухмылок.

"Доктор Кто" в очередной раз творчески обрабатывает многие сюжетные линии и киноархетипы сразу нескольких жанров. Здесь есть недвусмысленные отсылки к полусерьезной антиутопии о смайликах-убийцах, к феномену сгустков энергии, недавно наблюдавшихся в "Фантастических тварях" и плотно засевших в "Декстере", и многое другое, не говоря уж о фирменных шутках. "Я не сердит, я просто шотландец", - безусловно войдет в сокровищницу цитат.

Некоторые подробности этого эпизода можно считать самыми шокирующими за всю историю сериала, хотя стороннего наблюдателя эти моменты вряд ли ужаснут - в любом рядовом фильме жестокостей в разы больше. То, что оценку современному состоянию человечеству легче всего дать, перенеся повествование в будущее - творческий прием, испытанный временем. В любом случае результаты такой интроспекции неутешительны. Но люди, смутно понимая это, все равно упорно движутся к антиподу благоденствия. Доктор предупреждает: равнодушие опасно для вашего здоровья.

4.5