Ленинград, февраль 1942 года. У офицера госбезопасности Андреева (Кирилл Плетнев) и молодого врача Марицкой (Елена Лотова) есть всего 72 часа, чтобы предотвратить катастрофу - заражение чумой. Жизнь и смерть, любовь и предательство переплетаются в стремительно развивающихся событиях… Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.
- Это моя первая главная роль в полном метре, до этого были сериалы и короткометражки. Впервые снималась в Петербурге и на "Ленфильме", - рассказала корреспонденту "РГ" Елена Лотова. - Прошла кастинг. Долго утверждали актеров, включая массовку, немцев. В каждой работе узнаешь что-то новое. Моя героиня - врач-эпидемиолог, она консультирует сотрудников НКВД. Я столько нового узнала во время подготовки про чуму! Мне надо было зашить рану герою, а еще играть на пианино. Музыкальную школу я не заканчивала, но всему научилась. Фильм уже оценили люди старшего поколения, пережившие войну и блокаду. В Вологде был бесплатный показ. Это дорогого стоит, когда к тебе подходят ветераны, отдают свои гвоздики и говорят: "Спасибо вам за фильм! Все было в Ленинграде именно так". Хочется, чтобы фильм посмотрела и молодежь: историю мы знаем плохо, очевидцы событий уходят из жизни.
- Я тоже впервые снимался на "Ленфильме", - поведал Кирилл Плетнев. - Я сам ленинградец, здесь окончил школу и театральный институт, и мне приятно, что снялся в фильме, где грифом и заставкой идет Медный всадник. Не раз доводилось играть людей в погонах, сниматься в военной форме, но здесь она вторична, мне даже стрелять не пришлось. На первом плане у нас - человеческая история и история города. Это для меня ценно. Нашей семьи блокада тоже коснулась. Моя бабушка пережила это страшное испытание, но потеряла двух маленьких деток - братьев моей мамы.
В создании картины съемочной группе помогали историки, ветераны и жители блокадного Ленинграда. Фильм уже был представлен на специальном показе для ветеранов войны и блокадников. Члены общества "Жители блокадного Ленинграда" после просмотра написали авторам письмо: "Благодарим съемочную группу за создание потрясающего фильма. Эту сторону блокады мы мало знали. Выходили из зала со слезами на глазах".
- Я убежден, что 900 дней блокады никто и никогда не забудет в нашей стране. Очень важно, что к людям, которые стоически защитили Ленинград, заплатив огромную цену, относятся с особым почетом и уважением. Фильм снят в классических традициях "ленинградской кинематографической школы" и будет интересен зрителям всех возрастов. В репертуаре кинотеатров России в дни празднования Великой Победы "Три дня до весны" будет единственной новой картиной, посвященной Великой Отечественной войне. Прокат уже поддержали более 470 кинотеатров по всей стране и большинство глав регионов России, - сообщил Эдуард Пичугин.
"Три дня до весны" - первый фильм новой трилогии "Ленфильма" о блокаде Ленинграда (два следующих расскажут о других подвигах героев-ленинградцев).
Картину уже высоко оценили на Международном фестивале "ДетективФЕСТ" в Москве: присужден первый приз в номинации "Лучший детектив". Сейчас фильм участвует в конкурсе кинофестиваля дебютов "Движение" в Омске.
Одну из главных ролей в фильме сыграл Евгений Сидихин. Его герой - начальник городского НКВД. Прообразом для него стал реально существовавший человек Петр Кубаткин, который с 1941 по 1946 год возглавлял Управление НКВД по Ленинграду, позже репрессированный по "ленинградскому делу" и реабилитированный. Благодаря Кубаткину, с одной стороны - жесткому и требовательному руководителю, с другой - оказывающему доверие и поддержку своим проверенным сотрудникам, были предотвращены многие диверсии в блокадном городе.
Специально для фильма композитор Антон Лубченко написал партитуру общей длительностью 1 час 10 минут, в концертном зале Мариинского театра записали саундтрек с участием симфонического оркестра.
Большое количество съемок разрушенных войной зданий проходило на территории завода "Красный треугольник" в Санкт-Петербурге.
Дедушка режиссера Александра Касаткина, Борис Михайлович Касаткин, в годы войны служил в противочумной бригаде.
Рабочие названия фильма: "Ленинградский вальс", "БлокАда", "Блок А".
Копия "Трех дней до весны" отправлена на МКС российским космонавтам.
Светлана Кармалита, главный редактор киностудии "Ленфильм", вдова режиссера Алексея Германа-старшего:
- Мы много спорили с Алёшей, чаще побеждал он, но был спор, который разрешения не имеет. Он говорил, что кино - искусство грубое, а я считаю, что кино - искусство тонкое. В фильме "Три дня до весны" благодаря студии, мужеству режиссера Саши Касаткина есть две линии: детективная (кино - искусство грубое) и взаимоотношения людей (тонкое). На мой взгляд, картина получилась. И, заметьте, здесь актеры умеют играть глазами, что сейчас встречается редко. Я счастлива.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"