Новости

01.05.2017 20:52
Рубрика: Происшествия

Попали в яму

Десятки российских пассажиров пострадали от турбулентности
Первого мая, за 40 минут до посадки, самолет Boeing 777, выполнявший рейс Москва - Бангкок, попал в зону сильной турбулентности, из-за чего непристегнутые пассажиры, находившиеся в хвостовой части салона, буквально вылетели из кресел в проходы.
Воздушные ямы представляют опасность даже для самых современных лайнеров. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС Воздушные ямы представляют опасность даже для самых современных лайнеров. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Воздушные ямы представляют опасность даже для самых современных лайнеров. Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

По последним данным, 27 из 313 путешественников получили переломы конечностей и ушибы. Сразу после приземления лайнера в 3.38 утра по московскому времени раненых, среди которых был ребенок, доставили в больницы тайской столицы.

Как сообщил "РГ" пресс-атташе посольства России в Таиланде Денис Антонюк, в настоящее время в медицинских учреждениях остаются 15 россиян, остальные после осмотра были выписаны. "Четверым россиянам врачи сделали операции. По имеющейся у нас информации, пострадавшие получили травмы различной степени тяжести, в основном переломы и ушибы", - рассказал дипломат. По его словам, пока рано говорить о том, потребуется ли кого-то из пассажиров доставить для лечения в Россию.

"Решение по данному вопросу будут принимать врачи. Как долго пострадавшие будут находиться в больницах, также пока неизвестно. Скорее всего, кого-то выпишут в ближайшее время, а кому-то придется еще пройти лечение. Во вторник по всем этим вопросам должно быть больше ясности", - пресс-атташе посольства России в Таиланде Денис Антонюк.

Он отметил, что сотрудники консульского отдела находятся в госпиталях и оказывают пострадавшим необходимую помощь.

В авиакомпании тем временем сообщают о том, что пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано. Авиаперевозчик гарантирует, что возьмет на себя все расходы в связи с инцидентом: на лечение пассажиров, переоформление броней отелей и билетов.

Как рассказал "РГ" президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, СК "АльфаСтрахование" и "СОГАЗ" в 2016 году страховали ответственность авиакомпании и его дочерних компаний. "Лимита договора страхования ответственности достаточно для всех компенсаций расходов на лечение пострадавших россиян. Как работает данный вид страхования? Медицинские компании, которые проводят лечение пассажиров в Таиланде, выставят счета "АльфаСтрахованию". Компания, насколько нам известно, уже активно взаимодействует с тайскими медучреждениями", - пояснил Юргенс. Он также отметил, что страховка предусматривает покрытие расходов на транспортировку больных для лечения на родине, если это будет необходимо.

Тем временем Следственный комитет РФ начал доследственную проверку по факту травмирования пассажиров самолета Москва - Бангкок. В авиакомпании уже заявили, что причиной инцидента стала "турбулентность ясного неба", которая возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью. "Метеорологический радиолокатор не может уловить приближение такой зоны турбулентности. Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места", - говорится в сообщении компании.

По данным "Аэрофлота", ежегодно в мировой гражданской авиации фиксируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе. Из-за нее десятки тысяч людей в разных странах мира получали и продолжают получать травмы и переломы. Как правило, во время попадания в "воздушную яму" пассажиров подбрасывает вверх, люди ударяются головой о верхние полки и даже "летают" по салону. Чаще всего в результате такой встряски у пассажиров диагностируется перелом шейных позвонков, сотрясение мозга, ушибы и переломы конечностей. Поэтому все авиакомпании заранее страхуют себя на случай турбулентности, а также предупреждают пассажиров о необходимости пристегиваться во время полета лайнера.

Досье "РГ"

В прошлом году более 30 человек пострадали в результате попадания аэробуса А330 авиакомпании Etihad в зону турбулентности за 30 минут до приземления в Джакарте. Непристегнутые пассажиры получили переломы и ушибы, багаж слетел с полок, вылетели кислородные маски. На багажных полках появились внушительные трещины.

В 2015 году самолет Air Canada, летевший из Шанхая в Торонто, попал в зону турбулентности, два десятка человек получили травмы. Лайнер после инцидента экстренно приземлился в Калгари. Пострадавших пассажиров госпитализировали с тяжелыми травмами и переломами.

В 2013 году около полусотни человек получили ранения на борту двух самолетов, попавших в один и тот же день в зону сильной турбулентности перед посадкой в Гонконге. Сообщается, что в результате резкой встряски одна из бортпроводниц сломала ключицу. Другого непристегнутого пассажира так подбросило из кресла, что он пробил головой внутреннюю обшивку потолочного отсека.

В истории авиации известен случай, когда в 2006 году 469 пассажиров британского лайнера Virgin, летевшего из Великобритании в США, в течение трех часов находились в зоне сильнейшей турбулентности. Самолет то резко проваливался, то начинал со скрежетом крениться. В салоне с полок попадали сумки, по проходу катались тележки с едой. К счастью, все пассажиры успели заранее пристегнуться, никто не пострадал и не стал предъявлять перевозчику никаких претензий.

Пристегните ремни

Инцидент на борту произошел до момента захода самолета на посадку. В это время пассажиры еще могли передвигаться по салону, в том числе посещать туалетные кабинки, поскольку команды от экипажа занять свои места и пристегнуть ремни на момент попадания борта в турбулентность не поступало. Кстати, в хвостовой части самолета, где размещены туалеты, и было больше всего пострадавших.

За сорок минут до посадки экипаж уже начинает к ней готовиться. Но к этому времени он еще не снижает скорость и летит на большой высоте и с большой скоростью - 800-900 километров в час, поясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Если он при этом попадает в зону турбулентности, то борт "ныряет" примерно на 200 метров. "Учитывая скорость, пассажиров, которые не пристегнуты в своих креслах, буквально "подбрасывает", - рассказывает собеседник "РГ".

Несмотря на это, пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу для жизни, на борту зафиксировано не было. "Информация, распространяемая рядом СМИ о том, что в результате инцидента несколько пассажиров получили компрессионный перелом позвоночника, не соответствует действительности и полностью опровергается врачами, проводившими осмотр пассажиров", - рассказывают в пресс-службе "Аэрофлота". Тем, кто вынужден сделать остановку в путешествии, авиакомпания при необходимости осуществит отмену бронирований отелей, перенесет сроки заселения, а также переоформит билеты на ближайшие рейсы до конечных пунктов трансферным пассажирам. Расходы по переоформлению берет на себя "Аэрофлот".

Отмечается, что за штурвалом самолета был опытный экипаж. У командира налет свыше 23 тысяч часов, у второго пилота - свыше 10,5 тысячи часов. При малейшей вероятности того, что самолет будет "трясти", они бы попросили пассажиров занять свои места и пристегнуть ремни. Но "турбулентность ясного неба" очень трудно предугадать. "Если в облаках ее просчитать еще можно - циклон виден на радарах, - то в ситуации с рейсом "Москва - Бангкок" это было практически невозможно", - отметил Гусаров. Турбулентность возникает в жаркий период года, когда горячие воздушные массы поднимаются от земли, добавил эксперт.

Перепад давления, резкое движение воздушных масс, тоже могут заставить самолет "подпрыгнуть". Высока вероятность турбулентности над горами, подобные места пилоты стараются облетать. По словам Гусарова, современные суда надежны и могут справиться с турбулентностью, если только не окажутся в центре торнадо.

Чтобы избежать травм, когда происходит резкий толчок и пассажиров "подбрасывает", лучше всего быть пристегнутым все время полета, советует эксперт. Эта рекомендация справедлива в том числе и для пассажиров, сидящих в центре салона, где турбулентность ощущается меньше всего.

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы