Такая норма, пояснил "Российской газете" председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин, появилась в нашей стране относительно недавно. В июле прошлого года в закон о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан были внесены изменения, среди которых и была поправка о необходимости вести реестр. Как уточняет руководитель исполкома Союза дачников России Федор Мезенцев, сегодня тоже ведут учет членов различных объединений дачников. Занимается этим общее собрание. Зачем же понадобился еще и реестр?
Однако, как поясняет Мезенцев, для того, чтобы общее собрание было правомочным принимать решения, в том числе и по приему новых членов или исключению старых, нужен кворум - это 50 процентов плюс один голос от общего списка садоводов-огородников.
Но собрать кворум - самая сложная задача. Далеко не все дачники все лето проводят на своих шести сотках и готовы в любой момент прийти на собрание. Большинство приезжают только на выходные, да и то не каждую неделю.
"Главное отличие реестра членов от списка членов в том, что список утверждает общее собрание, а реестр ведет и утверждает правление садоводческого, огороднического или дачного товарищества либо кооператива, - подчеркивает в разговоре с "Российской газетой" Никита Чаплин. - Реестр - это оперативный документ, изменяющийся постоянно".
По его словам, список членов объединения - документ, не подлежащий корректировке в период между общими собраниями: он нужен прежде всего для оформления права собственности тем, у кого на руках только членские книжки.
В реестре членов объединения информация обновляется по мере ее изменения (например, когда собственник земельного участка продает его или кто-то выходит из членов товарищества). Так как в дачном реестре отражается актуальная информация обо всех членах, то при подготовке к проведению общего собрания председатель товарищества сможет определить кворум - сколько должно прийти человек, чтобы можно было принимать решения.
Ну и, соответственно, это даст возможность оповестить каждого члена товарищества о собрании и попросить присутствовать на нем. "Все-таки все важные решения, например о размере взносов, принимаются именно на собраниях", - подчеркивает Федор Мезенцев.
Членство в садовом или огородническом товариществе - дело добровольное. Но обычно в каждом товариществе до 80 процентов собственников все-таки становятся его членами. А 20 процентов - это так называемые индивидуалы.
Однако, как поясняет Мезенцев, если человек думает, что невступление в ряды членов СНТ освобождает его от уплаты взносов, он заблуждается. "Взносы же не в карман председателю идут (хотя, конечно же, нередки и злоупотребления, но это уже тема отдельного разговора), а на общие нужды - уборку территорий, сооружение дорог, оснащение электричеством, бурение скважин, вывоз мусора, расчистку снега зимой, - поясняет Мезенцев. - А если одни будут платить, а другие нет, но при этом все станут пользоваться общей инфраструктурой, то это в корне неверный подход". Средний ежегодный размер взноса в дачном объединении составляет 4-5 тысяч рублей в целом по стране. Правда, в Подмосковье чуть выше - 7-8 тысяч рублей. Но вблизи столицы и самая дорогая земля.
Что же касается реестра дачников, то сегодня таким документом обзавелись уже 70 процентов российских СНТ. Напомним, что в стране насчитывается 78 тысяч садоводческих, огороднических и дачных объединений, в них состоят свыше 60 миллионов россиян. Иными словами, почти половина населения страны. В год они выращивают 40 процентов от общего объема плодоовощной продукции, необходимой для удовлетворения спроса населения.