01.05.2017 08:00
    Поделиться

    Лучшие выставки мая: человек умирающий, размытые краски и дома-манифесты

    В Галерее Гари Татинцяна подготовят персональную выставку одного из самых модных современных художников Дэмиена Херста. В Доме-музее Виктора Васнецова покажут малоизвестные пейзажи и этюды художника. В Музее современного искусства раскроют миф известного испанского архитектора, чудака и гения Антонио Гауди. В Мультимедиа Арт музей снова привезут фотографии Сары Мун. В Третьяковской галерее покажут сатирические сепии Павла Федотова и графику первой половины XIX века.

    Череп с 8601 бриллиантом

    С 1 мая в Галерее Гари Татинцяна можно будет побывать на персональной выставке Дэмиена Херста. Современный английский художник является самым богатым живущим художником в мире - в 2010 году его состояние оценивалось в 215 млн фунтов. Центральная тема в его творчестве - бренность бытия и смерть.

    "Я одержим мыслями о смерти и бренности жизни, особенно своей собственной, - говорит художник. - А свое искусство ты посвящаешь именно тем вещам, которыми одержим".

    Одна из самых известных его работ на эту тему появилась в 1991 году - "Физическая невозможность смерти в сознании живущего, представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра. Акулу специально ловил австралийский рыбак, а работу впоследствии купил коллекционер Стиву Коэн за $12 млн. Еще одна наделавшая много шуму работа, так сказать, "визитная карточка" Херста - человеческий череп в натуральную величину, инкрустированный 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат.

    Яркие холсты, инкрустированные бабочками, бриллиантами и драгоценными камнями, - смесь изящности и глянцевого блеска западной культуры потребления, отражают трагедию взаимоотношений между конечностью бытия, сознанием и красотой. Работы Херста демонстрировались в ведущих мировых музеях и арт-институциях: лондонская Тэйт музей современного искусства в Нью-Йорке, в Стеделейк в Амстердаме. Грядущая выставка будет одной из самых полных за последние годы.

    Васнецов-пейзажист

    В Москве есть удивительный дом, в котором расположился музей Виктора Васнецова. Он затерялся в переулочках недалеко от проспекта Мира. В этом месте время будто остановилось: среди привычных многоэтажек за забором стоит настоящий терем - островок уединенного искусства. Сегодня он - филиал Третьяковской галереи. Музей был открыт в 1953 году. В нем хранится 25 тыс. экспонатов, а главное - сохранена обстановка, которая помнит великого художника.

    18 мая здесь откроется выставка "Пейзаж в творчестве Виктора Васнецова". Обычно пейзаж в творчестве художника рассматривается в контексте его картин на фольклорно-эпические сюжеты. Но в самостоятельный жанр творчества его почти никто не выделяет. Мы больше знаем его как мастера былинно-исторической живописи и автора произведений "Богатыри", "Аленушка", "Гусляры". Посетителям представят 33 живописных этюда, 9 графических работ, созданных с 1868 по 1917 год в окрестностях Вятки, Санкт-Петербурга, Ахтырки, Абрамцева, Киева, а также в Москве и имении художника в Ванькове. Большинство этюдов будут показаны впервые.

    От гениальности до чудачества

    В Московском музее современного искусства на Петровке 22 мая откроется выставка, посвященная одному из самых удивительных художников XX столетия Антонио Гауди. Почему удивительных? Потому что сегодня в его родную Барселону туристы со всего света едут именно для того, чтобы подивиться причудливым домам, построенным по его проектам, разбросанным по всему городу. Гауди - архитектор-миф, архитектор-легенда, кто-то считал его чудаком, кто-то - гением. Гостей выставки ждут 150 работ Антонио Гауди - чертежи и макеты студенческой поры, многочисленные планы строительства, например, Собора "Саграда де Фамилья", большеформатные фотографии из архива Каталонского колледжа архитектуры.

    На экспозиции подробно расскажут, как возникли и строились Саграда Фамилия, Дворец Гуэля, Дом Кальвет, Дом Бальо и Дом Мила, более известный как Ла Педрера. Отдельная часть выставки будет посвящена знакомствам с сильными мира сего, по заказу которых Гауди творил, в частности с видным каталонским политиком и промышленником - Эусеби Гуэелем.

    В одном из разделов нам поведают об Антонио Гауди - дизайнере мебели. Находчивый архитектор адаптировал ее под особенности человеческого тела, так чтобы она могла быть максимально удобной и оставалась функциональной на много лет вперед.

    Мир в размытых красках

    В Мультимедиа Арт музее 23 мая представят выставку фотографий Сары Мун "Смена состояний". Карьера модели, как и балерины, скоротечна - найти себя в жизни после подиума бывает очень трудно. Но Сара Мун, бывшая модель, нашла себя в фотографии. Ее настоящее имя - Марьель Хадан. Еврейская семья Марьель была покинула Францию из-за оккупации и отправилась в Великобританию. Там девочка росла и обучалась искусству. В 1960 году она начала работать манекенщицей и фотомоделью, взяв себе псевдоним Sarah Moon. В 1967 году она завершает карьеру и становится фотографом.

    Первые снимки Мун были посвящены коллегам по цеху. Она же делала снимки для известных модных домов и почти всех популярных глянцевых журналов. В 1972 году Сару Мун пригласили для съемок Календаря Пирелли. Она была первой женщиной-фотографом на этих съемках. Было в ее карьере и кино - вдохновившись фильмами Сергея Эйзенштейна, она начала снимать документальные фильмы. Ее снимки напоминают рисунки, в которых соединились фотография, живопись, игра света и тени, застывшая динамика. Многие кадры не четки, размыты, именно так автор видит мир. Серия работ, которую можно будет увидеть в Москве о поздней осени. "О бабьем лете, когда солнце светит, не грея, о сезоне, запомнившемся мне своей яркостью, о том, что источал странный аромат увяданья, том самом, подобного которому не бывать: день за днем на смену ему приходит зима, неся седину без уведомленья", - говорит Сара Мун.

    Не карикатура, а натура

    В главном здании Третьяковской галереи в рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники" 26 мая стартует выставка "Конец прекрасной эпохи. Рисунок первой половины XIX века". Зрителям представят 200 рисунков - эталонных для классицизма, который сам по себе был эталон.

    Среди авторов произведений - Алексей Егоров, Василий Шебуев - лучшие педагоги Академии художеств, и один из самых талантливых учеников Академии - Карл Брюллов. Особое место на проекте займет серия сепий Павла Федотова с изображением "нравственно-критических сцен из обыкновенной жизни". Родоначальник юмористического жанра в русской живописи, он приобрел большую популярность, создав в 1844 году восемь произведений в технике сепии на социальную тематику. Их отличает развитая фабула и множество деталей, по которым безошибочно можно было определить, против чего восстает художник. Среди обличаемых пороков - чванство и хвастовство, лживость и лицемерие, мздоимство и воровство, лукавство и пьянство, мотовство и жизнь не по средствам. Когда эти рисунки стали экспонироваться на выставках, художник сочинил к ним острый словесный комментарий. Нечто подобное до него в своих сатирических гравюрах создал англичанин Уильям Хогарт. Только Карл Брюллов, увидев первые картины Федотова, сразу отметил: "У Хогарта карикатура, а у вас натура".

    Поделиться