Немецкие издания напоминают о давнем обещании Ангелы Меркель не приезжать в Россию до тех пор, "пока не наступит деэскалация на востоке Украины". Многие критикуют канцлера ФРГ за то, что она изменила решение.
Александр Рар: В преддверии этого визита на нашем телевидении постоянно транслировались репортажи, посвященные России, выходили специальные программы. Либеральная немецкая пресса, которая серьезно влияет на общественное мнение, особенно в разгар предвыборной кампании, очень воинственно настроена в отношении России. И фактически она потребовала от госпожи Меркель быть жесткой на переговорах с президентом Путиным. С другой стороны, значительная часть общества в Германии выступает за нормализацию отношений с Россией. В том числе немецкий бизнес, который призывает Берлин как можно скорее отказаться от политики санкций. От них страдают и немецкие фирмы, теряющие выход на российский рынок.
Как раз на днях об этом говорил заместитель председателя Восточного комитета немецкой экономики Клаус Шефер.
Александр Рар: Мы видим, что немецкое общество расколото, и канцлер ФРГ оказалась зажата в тисках. С одной стороны, она опасается, что критики начнут обвинять ее в "излишней сговорчивости" с Москвой. А такие разговоры ей крайне невыгодны, тем более что до выборов осталось менее полугода. Канцлер не хочет терять на этом очки. С другой стороны, такой политик, как Меркель, должна учитывать интересы Германии, которые лежат в плоскости нормализации отношений с Россией. Очевидно, что нужно идти на компромиссы, смотреть в будущее и думать о том, как создавать единую Европу без разделительных линий. Примечательно, что встреча Владимира Путина и Ангелы Меркель прошла именно в Сочи. В глазах немецкого истеблишмента это "город Путина". Я думаю, госпожа Меркель под любыми предлогами могла бы договориться, чтобы ее визит был организован в Москве. Но она приняла российское предложение - это говорит о многом. У немцев и лично у Меркель нет сугубо антироссийского подхода. Я думаю, что канцлер ФРГ больше других способна понять и российскую историю, и российские стратегические интересы. Она не должна их признавать, но понять их необходимо. Не забывайте, что в 2008 году на Бухарестском саммите НАТО именно Германия приостановила расширение НАТО на Грузию и Украину, на которое нацелился Джордж Буш-младший при поддержке Восточной Европы.
Удастся ли перезагрузить минский процесс?
Александр Рар: Меркель нужно во что бы то ни стало спасти свое реноме активного посредника в этом процессе. Когда-то она взяла на себя роль адвоката в этом конфликте. Если Минские соглашения рушатся, то рушится вся ее "восточная политика". Так что украинский вопрос для канцлера Германии - не просто хобби. Другое дело, что его решение возможно только в тесном сотрудничестве как с российской, так и с украинской стороной. Те, кто действительно хочет нормализации ситуации, ждут, что Меркель также поедет в Киев и на встрече с Порошенко или в Раде прямо скажет о том, что альтернативы Минским соглашениям нет. А значит, Киев должен предоставить Донбассу автономию в составе Украины. Если бы Германия решилась озвучить такую позицию, это был бы мудрый шаг. В целом у меня нет каких-то завышенных ожиданий от этих переговоров. Но я считаю, что Меркель и Путину под силу улучшить атмосферу в отношениях двух стран. Правда, Ангела Меркель - "нетипичный" канцлер. В первую очередь, она политик ценностей, которые зачастую ставит выше вопросов геополитики. Между тем у Европы есть возможность совместно с Россией реализовывать интересные стратегии на Ближнем Востоке, в Афганистане, в Азии, выстраивать общее пространство от Лиссабона до Владивостока. И Германия этот интерес понимает.