С тем, чтобы разобраться, как обстоят дела с захоронением на самом деле, "РГ" связалась с постояльцами дома Николая Бердяева в Кламаре, где вплоть до смерти в 1948 году проживал философ. Этот двухэтажный домишко с небольшим внутренним двориком под номером 83 на улице Мулен де Пьер по завещанию перешел в собственность Корсунской епархии Московского патриархата. Правда, перед этим церкви пришлось погасить все долги, скопившиеся у философа, жившего более чем скромно, как, собственно, большинство россиян, оказавшихся на чужбине не по своей воле. Сейчас здесь обитают два православных священника и столько же послушников.
Что касается кладбища, что на окраине Кламара, то после знаменитого некрополя в Сент-Женевьев-де-Буа оно считается вторым по значению в истории русской эмиграции во Франции. Там нашли упокой многие наши соотечественники, целые семьи, Трубецких, Гагариных, Оболенских и многих других.
Вот что поведал "РГ" иеромонах Иосиф, который находится в постоянном контакте с местными властями и по поручению иерархов Корсунской епархии отслеживает ситуацию с кламарскими захоронениями.
- Действительно, на могиле Николая Бердяева установлена табличка с просьбой родственникам обратиться к смотрителю кладбища, - подтвердил иеромонах. - С чем это связано? Дело в том, что в мэрию Кламара поступило несколько обращений от ряда общественных групп, почитателей Бердяева, которые выступили с инициативой о переносе его праха в Россию. Однако по существующим во Франции правилам такое решение не может быть принято без согласования с родственниками захороненного. Поэтому необходимо, чтобы кто-либо из них при посещении кладбища вошел в контакт со смотрителем или с местными властями. Вот почему появилась такая табличка. Это, скажем так, первый и обязательный этап.
По словам священника, с тех пор прошло где-то с полгода, но никто из родственников не дал о себе знать. Он пытался узнать, от кого поступил в мэрию запрос с предложением о перезахоронении русского философа. Но там ответили, что такую информацию могут предоставить только лицам, которые имеют непосредственное отношение к семье Бердяева. Но остались ли у Николая Бердяева родственники? А если остались, то где? По тем данным, которыми располагает иеромонах Иосиф, у философа был брат, племянница, у которой, возможно, были дети, но в свое время они уехали в США. Правда, эти сведения, уточнил он, датированы сороковыми - пятидесятыми годами прошлого столетия. Навещали ли Кламар после этого? Священник вот уже десять лет живет в доме на улице Мулен де Пьер, но за это время никого из них не видел. Что касается вопроса аренды места, которое занимает могила Николая Бердяева, то он, по словам иеромонаха Иосифа, никогда не возникал.
- Николай Бердяев является почетным гражданином Кламара, его имя в списке знаменитостей города, им здесь гордятся, а поэтому никаких проблем с арендой участка не существует, - сказал он и добавил: Могилу Бердяева регулярно навещают его почитатели, возлагают цветы. Это местная достопримечательность.
В 2008 году Россия перечислила 692 712 евро муниципалитету города Сент-Женевьев-де-Буа с тем, чтобы оплатить аренду 648 захоронений в русском секторе местного кладбища, где покоятся Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, Виктор Некрасов, князь Феликс Юсупов, кинорежиссер Андрей Тарковский, артист балета Рудольф Нуреев.