Во вторник президент Николас Мадуро подписал указ о созыве Национальной конституционной ассамблеи "для реформирования государства и изменения Основного закона страны". Этот шаг, по мнению официального Каракаса, поставит жирную точку в споре главы государства с оппозицией, получившей большинство в парламенте по итогам выборов в 2015 году. С того времени противники Мадуро пытаются отстранить его от должности и отдать под суд. Президент Венесуэлы со своей стороны обвиняет оппозицию в попытке "парламентского переворота". Обе стороны конфликта имеют примерно равную поддержку со стороны населения.
Напряженность в стране возросла после принятого в начале апреля постановления Верховного суда, серьезно ограничившего власть парламента. И хотя решение было отменено впоследствии, оппозиция вывела своих приверженцев на улицы. Аналогичным образом поступили и сторонники президента. Манифестации продолжаются практически каждый день, в столкновениях пострадали сотни человек, есть погибшие. Выход из кризиса Мадуро видит в изменении Конституции и реформировании государства. Действующий с 1999 года Основной закон называет народ Венесуэлы источником власти, которую граждане могут использовать через Национальную конституционную ассамблею, созываемую для изменения госстроя, создания нового порядка и составления новой Конституции.
"Я без устали буду добиваться мира через конституционные механизмы, которые есть в моем распоряжении. Я создал широкую президентскую комиссию с открытыми дверями для большого диалога со всей Венесуэлой, суверенного и конструктивного", - заявил президент. Комиссия, которую возглавит министр образования Элиас Хауа, займется созывом учредительного собрания. "Это будет ассамблея народная, рабочая. Я созываю гражданскую ассамблею, а не партийную или элитную, - подчеркнул Мадуро. - Я созываю истинную конституционную власть, чтобы добиться мира, в котором нуждается республика".
В Национальную конституционную ассамблею войдут 500 человек. 200-250 из них будут выбраны из рабочего класса, остальные - по территориальному признаку на основе "прямого тайного голосования". Эксперты из соседних латиноамериканских стран отмечают, что процедура пока вызывает много вопросов, поскольку Мадуро, говоря о народном волеизъявлении, не произнес слово "всеобщее". К тому же пока не известна дата предстоящего голосования.