В намеченном плане, объяснила официальный представитель Еврокомиссии (ЕК) Маргаритис Схинас, намеченная стратегия на переговорах с Лондоном "воплощена в юридические документы, одобренные коллегией ЕК". Иными словами, возможности для маневра у переговорщиков от Старого света с самого начала будут весьма ограниченными, а полномочия строго прописанными. Все это не сулит ничего хорошего британцам, которым, наверняка, придется иметь дело с хронической "несговорчивостью" Евросоюза.
Момент презентации "дорожной карты" для предстоящих с Лондоном переговоров европейские стратеги выбрали не случайно. В среду прекратит работу британский парламент - об этом премьер Тереза Мэй сообщила королеве, чтобы получить формальное одобрение роспуска депутатского корпуса. Сама глава британского правительства утверждала, что досрочные выборы нужны для того, чтобы показать политическим оппонентам: "политику не следует понимать как политические игры".
По мнению немецкой Die Welt, которая ссылается на опросы общественного мнения, противники Мэй из Лейбористской партии могут потерпеть на выборах сокрушительное поражение - они почти на 20% отстают от консерваторов. К тому же, считает издание, "сильно поредевшей группе оппонентов жесткого "брекзита" придется похоронить свою угрозу сорвать выход страны из ЕС в нижней палате парламента". Противники Мэй обвиняют ее в махинациях - как пишет The Gardian, "Британия не нуждается в этих всеобщих выборах, а ее народ их не требует: в правительстве нет кризиса, и нет законопроектов, которые находятся в опасности".
Впрочем, британский премьер не скрывает, что распускает парламент исключительно для усиления собственных позиций. В случае, если бы Мэй досидела до конца отведенного ей срока, выборы состоялись бы в 2020 году, за несколько месяцев до окончательного выхода Альбиона из Евросоюза, когда страна предположительно находилась бы в непростом экономическом положении. К тому же, к этому времени стало бы понятным, на каких условиях Лондон покидает "европейскую семью" и чем ему пришлось поступиться, торгуясь с Брюсселем, что неминуемо неблагоприятно отразилось бы на рейтинге консерваторов.
Пока же у Мэй развязаны руки - она заявляет, что ждет от избирателей поддержки "решениям, которые ей придется принять", но при этом никто не знает, какими окажутся эти шаги и их последствия для Альбиона. Премьер Британии просит оказать ей доверие авансом, лишь на основании жесткой риторики, которую она использовала в последние дни по отношению к Евросоюзу.
Однако, в континентальной Европе, напротив, стремятся заранее избавить британцев от надежд на лучшее будущее, а ожидаемый триумф Мэй превратить в политический провал. Переговорщик по "брекзиту" от Европарламента Ги Верхофстадт назвал предстоящие британские выборы "шансом для избирателей высказать свое мнение по поводу будущих отношений между Евросоюзом и Альбионом".
Не менее категоричную, солидарную с Францией позицию, заняла канцлер Германии Ангела Меркель: "Стороннее государство, каковым станет Британия, не сможет и не будет иметь тех же прав, какие имеют члены ЕС. Я вижу, что в Британии некоторые питают определенные иллюзии - это пустая трата времени".
Хотя политики в Европе избегают призывов "наказать Мэй", именно на это нацелена стратегия Евросоюза перед парламентскими выборами на Альбионе. В среду Financial Times сообщила, что Франция и Германия подсчитали, сколько заплатит Лондон за цивилизованный выход из единой Европы. По сравнению с первоначальными требованиями, озвученными главой Еврокомиссии Жаном Клодом Юнкером, сумма претензий выросла в два раза, достигнув 100 млрд евро. Причем, по мнению немецкого канцлера, до тех пор, пока Британия не урегулирует финансовые обязательства, разговор об условиях будущего договора с Евросоюзом не состоится.
Платить не будем - распаляется в ответ британский министр по делам "брекзита" Дэвид Дэвис: ведь до сих пор премьер Британии и ее окружение уверяли жителей Альбиона, что им придется отдать за выход из ЕС каких то три миллиарда евро и не центом больше. Но теперь выбирающим новый парламент британцам предстоит снять "розовые очки", чтобы по-новому оценить тот курс, которым их собирается в дальнейшем вести Тереза Мэй. Ее отказ от оплаты выставленных Брюсселем счетов может обойтись Лондону еще дороже, если руководство Евросоюза проявит принципиальность и не станет заключать льготного торгового соглашения с Альбионом.