Петербургский театр взглянул на "Маленькие трагедии" из XXI века

Театр имени Андрея Миронова пополнил репертуар премьерой - "Маленькие трагедии" Пушкина. Спектакль-месседж, взгляд из ХХI века на нетленные тексты представил главный режиссер Влад Фурман.

Как известно, цикл коротких "пьес для чтения" написан классиком в 1830 году в Болдине. Он состоит из четырех произведений: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость" и "Пир во время чумы". Посвящены они негативным человеческим страстям и порокам (скупость, страсть к накопительству, зависть, злость, прелюбодеяние).

- Я создаю репертуар в основном из тех названий, которые видел в русском психологическом театре в ХХ веке, в 50-60-е годы, когда был совсем юным, - рассказал "РГ" художественный руководитель театра Рудольф Фурманов. - Помню, как в "Маленьких трагедиях" в Александринском театре, постановке Леонида Вивьена, Николай Черкасов играл Скупого рыцаря (Барона), а Николай Симонов - Сальери. В концертах, которые я организовывал, пушкинские "трагедии" играли Дубенский, Смоктуновский, Симонов.

"Маленькие трагедии" -  это личный выбор моего сына Влада Фурмана. Новое постановочное прочтение в современном духе может не совпадать с моим. Театр - это не музей, и он должен быть разным. Зритель сам решит, что ему ближе, что талантливо, что - нет.

Режиссерское прочтение классических текстов, попытка "сдуть пыль веков" не всем пришлась по душе. В книге отзывов зрители пишут:

"Это издевательство над классикой".

"Текст сохранен, без режиссерских купюр и правок, игра актеров прекрасная, потрясающие декорации и спецэффекты".

Кто-то испытал "болевой шок", кто-то перечитал Пушкина и собрался еще раз посмотреть спектакль. Задаются вопросом: узнал бы классик свое детище? "Если бы этот спектакль увидел Пушкин, то упал бы в обморок", - одно мнение. Другое: "Александр Сергеевич вам улыбается!".

У Алексея Морозова в спектакле две роли -  Моцарта и Дона Гуана. Телезрители знают актера по сериалу о шестидесятниках "Таинственная страсть", в котором тот же режиссер Влад Фурман снял его в роли Ваксона (Василия Аксенова). Еще в Театре имени Андрея Миронова у актера роль Родольфа Буланже в "Мадам Бовари", постановке Андрея Жолдака.

- Сыграть в одном спектакле две культовые роли - это, конечно, подарок от режиссера. Как и роль в "Таинственной страсти", - говорит Алексей Морозов. - Влад Фурман - абсолютно мой режиссер, с ним я имею право на ошибку в пробах, репетициях, спектаклях, а это и есть свобода, чего не было в моей жизни прежде. Я довольно долго работал в Малом драматическом театре, хотелось чего-то нового в творчестве. Здесь я неожиданно обнаружил в себе новые энергии (поработав еще и с Жолдаком).

В спектакле заняты Евгений Баранов (Скупой рыцарь и Сальери), Александр Большаков, Николай Дик, Марианна Мокшина, Мария Мещерякова и другие артисты.

Ближайшие показы: 11 и 12 мая.