- Мы оценили потребности предприятий и определили, что примерно половина стоимости всего закупаемого инструмента приходится на узкую номенклатурную группу. Сейчас мы смотрим, какие изделия из этого ряда можно выпускать в России и как с помощью регуляторных мер стимулировать спрос на отечественный товар, - говорит замдиректора департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения минпромторга РФ Дмитрий Никитин.
По его словам, с января этого года действуют два постановления федерального правительства, которые должны подтолкнуть отечественную инструментальную промышленность к скачку в развитии. Одно из них вводит в оборот понятие "российский производитель" и описывает порядок получения этого статуса. Второе накладывает ограничения на закупки иностранной продукции для госнужд при наличии отечественных аналогов.
- Постановление о статусе российского производителя устанавливает преимущества отечественных компаний при участии в госзакупках, - поясняет замминистра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин. - По данным на 1 апреля 2017 года, три станкостроительных завода Свердловской области уже получили такой статус. Это немало, с учетом того что в целом по стране было выдано всего 98 таких свидетельств.
Отметим, что в Свердловской области инструмент выпускают полтора десятка компаний. Среди них специализированные инструментальные заводы (Кировградский завод твердых сплавов, Свердловский инструментальный завод, корпорация "Пумори", Косулинский абразивный завод, Уралбурмаш), инструментально-механические цеха крупных оборонных предприятий (Уралвагонзавод, НПО автоматики), а также совместные российско-зарубежные компании.
Покупатели инструмента отмечают, что в большинстве случаев отечественная продукция ничем не хуже зарубежной.
- Современное оборудование, которым мы пользуемся, налагает на нас обязанность приобретать хорошие расходные материалы, чтобы обеспечить высокую точность и производительность. Раньше по инерции мы закупали импортные, но сейчас они стали слишком дороги, и мы обратились к отечественным аналогам, - рассказывает Валерий Рожин, заместитель начальника инструментального производства НПО автоматики. - Должен сказать, что, к примеру, производимый в Екатеринбурге концевой твердосплавный инструмент по качеству нисколько не уступает зарубежным брендам, а стоит в полтора-два раза меньше.
Все бы хорошо, если бы не одно обстоятельство: в России нет ни одного независимого центра испытаний и сертификации инструмента. В том числе и по этой причине процесс импортозамещения в отрасли хромает: потенциальные покупатели редко верят на слово производителям, предпочитая покупать более дорогие изделия хорошо зарекомендовавших себя зарубежных брендов.
- Нужно выработать какие-то правила, следуя которым мы могли бы подтверждать качество нашей продукции, чтобы его не приходилось доказывать перед каждым тендером, - говорит председатель совета директоров Свердловского инструментального завода Вячеслав Медведев. - Мы согласны, что испытания нужно будет время от времени повторять, но без такой системы заниматься импортозамещением крайне трудно.
Пытаясь поддержать интересы местных производителей инструмента, региональное профильное министерство предложило федеральным коллегам создать один из центров сертификации на Урале. По словам Игоря Зеленкина, он мог бы специализироваться на изделиях из твердых сплавов, керамики и сверхтвердых материалов. Дмитрий Никитин идею поддержал, сказав, что по всей стране стоило бы организовать целую сеть таких центров во главе с федеральным. А заместитель гендиректора по науке ВНИИ Инструмент Виктор Балков предложил пойти дальше и создать базу данных по испытаниям, которая будет полезна и производителям, и потребителям.
Еще один больной вопрос - увеличение спектра выпускаемой продукции. Эксперты отмечают, что номенклатурный ряд отечественных инструментов чрезвычайно узок, а расширить его силами одних лишь штатных конструкторов практически невозможно: требуются серьезные научные изыскания.
- Мы способны изготавливать современный инструмент, но темпы развития производства малы. Наш завод, к примеру, выпускает около 50 новых наименований в год - это капля в море, если учесть, что их тысячи. Если так пойдет и дальше, мы будем продвигаться к цели слишком медленно. Нужно подключать науку и проводить совместные разработки. Сейчас эта проблема очень остро встала, ведь станок без инструмента все равно что автомат без патронов - бесполезен, - считает генеральный директор Кировградского завода твердых сплавов Александр Пельц.
По словам Дмитрия Никитина, государство намерено субсидиями поддерживать НИОКР и стимулировать внутренний спрос на вновь разработанную продукцию. А пока проблему отчасти помогают решать совместные предприятия.
- Можно закрыть железный занавес и сказать, что мы никого на наш рынок не пустим, но это бесперспективно, - говорит Игорь Зеленкин. - Лучше пригласить зарубежных производителей сюда, но с условием, что мы в дальнейшем будем использовать их технологии, на основе которых разработаем собственные. Это уже проверенная временем, работающая схема. Так же развивался, к примеру, отечественный автопром, который сейчас показывает положительные результаты.
Кстати
За последние три года бюджет Свердловской области выделил 57 миллионов рублей в качестве субсидий на модернизацию двух инструментальных производств - Свердловского инструментального завода и Кировградского завода твердых сплавов. Кроме того, в прошлом году предприятия станкоинструментальной отрасли региона получили на развитие 100 миллионов рублей из федерального бюджета.