В 2016-м специалисты Свердловского управления Роспотребнадзора проверили 10,8 тонны кондитерских изделий, из них забраковали 1,9 тонны - 18,2 процента. Столь высокий показатель, отмечают в управлении, в основном обеспечили кондитерские изделия с кремом в розничной продаже. Получается, что с вероятностью один к пяти покупатель приобретает пирожное с дрожжами, плесенью, колиформами, а то и с золотистым стафилококком. Именно эту живность обнаружили в продуктах проверяющие. На ее фоне кажутся безобидными недовес молочного жира или недостача пищевой ценности: по физико-химическим показателям забраковано всего 3,9 процента проб.
Высокая доля недоброкачественных кондитерских изделий сохраняется уже не первый год. Так, в 2014-м в общем объеме продукции, исследованной надзорным органом в Свердловской области, брак составил 26,2 процента, в 2013-м - 21,6, в 2012-м - 21,5 процента. Небольшое снижение в прошлом году эксперты объясняют несколькими факторами, в том числе снижением объемов производства и продаж.
По данным Росстата, потребление кондитерских изделий в России упало с 28 килограммов на душу населения в рекордном 2014-м до 23-х в 2016 году. Сократились в основном продажи скоропортящихся продуктов: россияне предпочли печенье и вафли пирожным. Низкое качество последних в рознице - лишь одна из причин. По мнению экспертов, сыграло свою роль стремление к здоровому образу жизни, но определяющей стала ценовая доступность. Стоимость "долгоиграющих" сластей в последние два года росла в два раза медленнее, чем сахаристых и шоколадных изделий. С начала года, отмечают аналитики, печенье и вовсе дешевеет: в сравнении с аналогичным периодом 2016-го оно потеряло в цене 3,8 процента, тогда как торты за это же время подорожали на 5,7.
- Структура потребления сладкого меняется. Кондитерские изделия из праздничных атрибутов превратились в фаст-фуд. "Быстрая пища" на каждый день должна быть дешевой - в ущерб качеству, поэтому при ее приготовлении используют спреды вместо сливочного масла, всевозможные усилители вкуса, ароматизаторы и т.п. В итоге имеем плотную конкуренцию в нише дешевых изделий и низкую - в сегменте натуральных, высококачественных и потому дорогих, - объясняет Анна Михалева, директор исследовательского центра.
Изменение вкуса к сладкому на руку предпринимателям: оно освобождает нишу качественной свежей выпечки и сложных кондитерских изделий с малым сроком хранения. Это как раз тот сегмент, в котором может процветать малый бизнес. Кондитерская считается высокомаржинальным видом предпринимательской деятельности: со средней наценкой на продукцию порядка 300-400 процентов, чистой рентабельностью на уровне 20-25 процентов. При этом стартовые вложения невелики - от миллиона рублей, а окупаемость - 18-24 месяца.