Александр Кудяшев - опытный рыбопользователь, руководитель рыбоводного предприятия, председатель регионального отделения Союза рыбопромышленников. У него в пользовании несколько озер, на двух из них - в Половинском и Мокроусовском районах - случилось экологическое бедствие: погибла вся рыба.
- Мы видели, что складывается опасная ситуация, поэтому уже с декабря начали аэрировать озеро Половинное, - рассказывает Александр Кудяшев. - Для этого купили два больших дизель-генератора, к ним присоединили 14 электрических аэраторов, плюс два трактора со специальными буровыми установками. Каждый день бурили сотни лунок, качали воду, чтобы она насыщалась кислородом, измеряли его содержание в воде специальным прибором. До середины февраля все было благополучно, а потом уровень кислорода стал падать. Пришлось сократить площадь аэрации с первоначальных 1800 до 100 гектаров. Когда содержание кислорода в воде достигло критического минимума, я обратился в рыбинспекцию за разрешением выловить выращенную нами пелядь неводом. Документы оформили за два дня, на третий мы завели невод, но рыба уже погибла. Не смогли спасти также озеро Лопарево, хотя провели туда электроэнергию и купили дорогие эффективные аэраторы.
По мнению рыбопользователя, гибель рыбы спровоцировало несколько обстоятельств. Во-первых, в прошлом году в южных и юго-восточных районах Курганской области потоки воды принесли в озера с полей много органических веществ. Во-вторых, весной поднялись грунтовые воды, которые резко снизили количество кислорода в озерах. Плюс к этому гниющие водоросли поглощают кислород и выделяют отравляющие рыбу газы. Есть и еще одна серьезная причина.
- В прошлом году, если помните, зима началась в середине октября, а в начале ноября уже ударили 20-градусные морозы. Фактически озера ушли под лед на месяц раньше обычного, а освободились от него на месяц позже. В это время процессы гниения и брожения подо льдом продолжались, уменьшая запасы кислорода, - поясняет Кудяшев.
Заморы в Зауралье не редкость: по наблюдениям специалистов, они случаются почти каждый год во время маловодья. Не случайно в местных озерах не живут муксун и осетр.
- Подавляющее большинство озер в Курганской области карасевые, другие виды рыб в таких водоемах чаще всего зиму пережить не могут, - пояснил заведующий лабораторией сырьевых и природных исследований Уральского филиала Госрыбцентра Александр Минеев. - В конце подледного периода, примерно в феврале-марте, в водоемах наблюдается дефицит кислорода и происходит замор рыбы. Однако главному озерному обитателю - карасю - такие условия, как правило, не страшны. Бывают, конечно, исключительные случаи, когда озеро промерзает до дна и вся рыба погибает. Но это редко, обычно промерзают только отдельные участки.
Всего в Зауралье около трех тысяч озер, более тысячи из них используются для рыбного промысла. Однако область обеспечивает себя рыбой всего на 21 процент от потребности. Если заморы нельзя исключить, то можно ли хотя бы как-то минимизировать ущерб? И кто за это отвечает? Логично было бы предположить, что именно те, кто ведет здесь промысел.
- Я не собственник и не арендатор озера, а всего лишь пользователь рыбопромыслового участка, - говорит Геннадий Пичугин, работающий на озере Карасинское, где нынче тоже случился замор. - Я не выращиваю рыбу, по договору с департаментом АПК у меня есть право только на вылов водных биоресурсов, и я отвечаю лишь за ту рыбу, которую выловил. По большому счету, я даже не могу притронуться к погибшему карасю, например, вывезти его и утилизировать, потому что это федеральная собственность. Если говорить об ущербе, то он нанесен в первую очередь государству.
В секторе развития аквакультуры регионального департамента АПК "РГ" сообщили, что именно пользователи рыбопромысловых участков и рыбоводные хозяйства обязаны заботиться о сохранении водных биоресурсов, не допускать ухудшения среды обитания. В этом году специалисты заранее предупредили пользователей о возможном заморе и рекомендовали усилить контроль кислородного режима в озерах, проводить всеми возможными способами аэрацию. Но не все эти рекомендации выполняют.
- Требуются значительные финансовые вложения. Не каждый пользователь готов потратиться на аэрационное оборудование, - говорит Александр Минеев. - Многие просто не считают это целесообразным, потому что аэраторы стоят так дорого, что не окупятся за счет реализации спасенной рыбы. Плюс серьезные дополнительные расходы на электроэнергию. Поэтому аэрируют обычно только те водоемы, куда делают посадки рыб, особенно сиговых. Заодно спасают и карасей.
Кстати, о затратах. По словам Александра Кудяшева, аэрируя озеро Половинное, только дизтоплива сожгли больше чем на миллион рублей.