Новости

03.05.2017 15:00
Рубрика: Общество

Российские ученые создадут гиперзвуковой летательный аппарат

В России планируют создать летательные аппараты, которые способны развивать скорость в 12 Махов (14 688 км/ч), говорится в материалах Сибирского отделение РАН.

Такая перспективная задача поставлена перед учеными. Об этом говорится в презентации, представленной СО РАН в Москве. Напомним, один Мах соответствует скорости звука - примерно 300 м/с или 1 224 км/ч.

Российские ученые добились во многом лучших, чем специалисты в США, результатов в области исследований поведения объектов при гиперзвуковых скоростях, сообщил директор Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича Сибирского отделения РАН академик Василий Фомин.

Работы в области гиперзвука нужны, в том числе, для создания современных крылатых ракет. Как сообщали в Минобороны РФ, гиперзвуковое оружие, интеллектуальные робототехнические комплексы и оружие на "новых физических принципах" будут поставлены в российскую армию до 2025 года, - информирует РИА Новости.

Cверхзвук и гиперзвук - это две темы, которые активно разрабатывают сегодня ученые ведущих стран. Но если говорить о пассажирской сверхзвуковой авиации, то главной проблемой здесь является преодоление звукового удара. В частности, как рассказал "РГ" генеральный директор ЦАГИ академик РАН Сергей Чернышев, исследования сверхзвукового самолета никогда не прекращались. Главным технологическим вызовом здесь является обеспечение высокой аэродинамической и весовой эффективности самолета при соблюдении жестких ограничений на шум и звуковой удар. Результатом исследований последних лет явился концептуальный облик такого самолета, воплощающий в себе компромиссные решения по его интегральной аэродинамической компоновке.

Скажем, уровень звукового удара (резкий перепад давления в ударной волне) от Ту-144 равнялся 100-130 Паскалей. Но современные исследования показали: его можно довести до 15-20. Более того, снизить громкость звукового удара до 65 децибел, а это эквивалентно шуму большого города. До сих в мире нет официальных нормативов по допустимому уровню звукового удара. И, как  говорят эксперты, он будет определен не раньше 2022 года. Почему так долго?

"На самом деле, технически все готово, чтобы их принять, - замечает Сергей Чернышев. - Наши специалисты участвуют в рабочих группах ИКАО. Мы следим за ситуацией, осуществляем мониторинг программ, направленных на принятие норм звукового удара. Но нужно еще провести целый ряд исследований с учетом человеческого фактора, включая экспериментальные пролеты над населенными районами. Сейчас создаются специальные демонстраторы, которые должны всех убедить, что можно летать над сушей со сверхзвуковой скоростью, не вызывая протестов населения. Нужно наработать большую статистическую базу данных. Принятие норм узаконит пролеты на сверхзвуковой скорости над населенными районами земли. Это будет революционное изменение в организации воздушного движения сверхзвуковых самолетов".

Сейчас рассматривается несколько вариантов сверхзвукового делового самолета на 12-16 пассажиров, на 60-80 и совсем маленького делового самолета - на 6-8 пассажиров. Крейсерская скорость будет 1,8-2 Маха, то есть примерно в два раза быстрее скорости звука. Такая скорость является технологическим барьером для использования в конструкции планера обычных алюминиевых материалов. Поэтому мечта ученых - сделать самолет полностью из температурных композитов. И хорошие наработки есть.

Общество Наука