Может ли эволюция куриц быть связана с распространением религии

В науке нередко бывает, что вроде бы рядовое исследование может дать совершенно неожиданный результат. А порой и стать громкой сенсацией. Нечто похожее произошло с работой международной команды ученых, которые решили выяснить, как в ходе эволюции изменился геном обычной домашней курицы.

Науке известно, что заводить птичье хозяйство человек начал еще 8000-6000 лет до н.э. Проводя отбор по выгодным для себя качествам он постепенно сделал курицу более плодовитой и менее агрессивной по сравнению с дикими сородичами. Но вот когда конкретно появились у птицы эти черты, до сих пор известно не было.

Предпочтение кур и яиц в рационе было связано с практикой христианского поста у монахов-бенедиктинцев, когда им запрещалось есть мясо четвероногих животных

Ученые изучили гены древних костей кур, найденных археологами в Европе, и сопоставили их с нынешними данными. Такое сравнение позволяет понять, как гены менялись в течение времени. Особенно привлек внимание ученых ген, варианты которого у древних кур и современных отличались. Он кодирует рецептор гормона TSHR. У домашних кур такой вариант гена вызывает более частое откладывание яиц, уменьшает агрессию и страх перед людьми.

Результат исследования поразил ученых. Оказалось, что человек начал селекцию кур по этому гену примерно в 1000 году н.э. Но именно тогда же, по данным археологов, по всей Европе зафиксирован резкий рост куриных костей. То есть люди стали активно потреблять в пищу птиц. Чем объяснить такое предпочтение в их меню? Первая причина, по мнению одного из авторов исследования Андерса Эрикссона, лежит на поверхности: "Именно на этом временном рубеже в Европе началась бурная урбанизации, стали как грибы после дождя расти новые города".

Но почему наши предки сделали акцент именно на курах, а не на других животных? И здесь авторы работы предложили любопытную гипотезу: "Значительный рост в рационе питания количества кур и яиц был связан с практикой христианского поста, возникшей у монахов-бенедиктинцев, - считает Андерс Эрикссон. - Она запрещала употреблять в пищу четвероногих животных, но на птиц и яйца запрет не распространялся. Эти правила были приняты в Европе и стали применяться ко всем слоям населения около 1000 года н.э".

Кто-то скажет, что версия спорная, но Эрикссон не настаивает на ее справедливости. Он лишь предлагает научному сообществу свой вариант, с которым можно соглашаться или отвергать, но главное, всем вместе задуматься о проблеме.

Комментарий

Светлана Боринская, доктор биологических наук, Институт общей генетики РАН:

- Исследование очень интересное. Известно, когда растет потребление, то происходит и селекция. Кстати, рост потребления молока на северо-западе Европы сопровождался селекцией пород коров. Там же и самое высокое разнообразие коров по белкам казеина, и самая высокая частота переносимости молока у взрослого населения. Гипотеза о связи роста потребления кур с христианскими традициями разумна, но ее нужно доказывать. Можно привести пример с малярией. В районе ее распространения у людей встречаются некоторые варианты генов гемоглобина, вызывающие болезни крови. Но одновременно они защищают от малярии, поэтому в этих районах поддержаны отбором. Версия о защитном действии выдвинуто на совпадении районов распространения мутаций у человека и малярии, но доказательство потребовало десятки лет исследований.