04.05.2017 14:51
    Поделиться

    На Дону рассказали о рождении идеи "Бессмертного полка"

    Впервые портреты фронтовиков пронесли в Тацинской в мае 1981 года
    Официально признанным автором идеи "Бессмертного полка" принято считать тюменского пенсионера Геннадия Иванова. Между тем задолго до тюменской марша портреты фронтовиков пронесли жители Тацинской. Автором идеи была известный ростовский режиссер-постановщик Юлия Синельникова.

    Передо мной пожелтевшие страницы забытого сценария. За четкими буквами - яркие картины истории страны: немецкий аэродром, атака советских танков, град артиллерийских снарядов и пылающие самолеты фашистов...

    - Этот сценарий мы написали с Мотей Левинтоном в 1981 году, когда ростовский обком партии направил меня в Тацинскую организовать празднование столетия станицы, - вспоминает сегодня Синельникова.

    Первым делом режиссер-постановщик и сценарист отправилась в местный Музей боевой славы, где среди военных экспонатов отыскала перевод статьи из немецкой газеты, в которой вражеский летчик - очевидец событий рассказывал о знаменитом рейде танкового корпуса генерала Баданова. Зимой 1942 года в Тацинской базировался немецкий аэродром, снабжавший окруженную в Сталинграде 6-ю армию Паулюса. Генералу Баданову было приказано уничтожить фашистское логово. И 24 декабря, в канун католического Рождества, советские танки ворвались в оккупированную немцами Тацинскую. В результате внезапной атаки фашистский аэродром был стерт с лица земли. Оккупанты потеряли тогда более трети самолетов авиагруппы и все наземное оборудование.

    "Я видел ад на земле", - рассказывал немецкой газете очевидец тех событий, которому чудом удалось выжить. Дорогу танкистам к вражескому аэродрому показали двое тацинских мальчишек-пионеров Гриша Волков и Федя Игнатенко. Позже ребятишек кто-то выдал, и немцы их расстреляли, - продолжает свой рассказ Юлия Синельникова.

    Из музейных документов режиссер узнала, что каждый четвертый житель Тацинской ушел на фронт и более трети из них не вернулись. Тогда-то у нее и возникла идея обратиться к жанру военной реконструкции. Обычные грузовички "переодели" в танки, нацепив на них гусеницы, а поверх натянутого брезента соорудили пушки. Исполнителями режиссерского замысла стали местные ветераны. "Григорьевна, еще два танка готовы", - отчитывались перед Синельниковой бывшие танкисты. По замыслу автора, начало войны символизировал прерванный вальс. Юные пары кружили по залу под аккорды вальса, когда внезапно танец прерывался, и звучала "Священная война". Из старых вагонов соорудили подобие железной станции, где местные жители встречали своих победителей. Но самой пронзительной была сцена, когда матери несли портреты погибших сыновей.

    - Я отчетливо помню, как стоял на трибуне, и передо мною шли женщины, одетые во все черное, скорбно держа перед собой портреты, - вспоминает почетный гражданин станицы, член исполкома поселкового совета Виктор Калашников.

    В историко-краеведческом музее Тацинской бережно хранят альбомы с фотографиями того необычного действа.

    - Спустя четыре года, в 1985 году, на праздновании 40-летия Победы, жители Тацинской частично использовали полюбившийся сценарий. И некоторые сцены повторили, снова сыграли встречу фронтовиков, пустили по улицам танки. И матери в черных одеяниях вновь прошли с портретами своих сыновей, - рассказывает директор тацинского музея Светлана Карташова.

    Позже об идее "Бессмертного полка" ростовского режиссера страна позабыла на долгие годы. Но, как известно, идеи и рукописи не горят.

    Поделиться