Иски инвалидов к областному правительству давно не редкость. Их права отстаивает прокуратура - многим не позволяет здоровье самостоятельно участвовать в процессах. Так, житель Новосильского района при поддержке надзорного ведомства выиграл суд у облдепартамента здравоохранения. Он состоит на учете в ЦРБ. В мае прошлого года врач выписал рецепт. Однако в аптеке сообщили, что бесплатного препарата нет и не будет.
Пациент был вынужден купить его за свой счет. В Орле стоимость препарата превышает 30 тысяч рублей, а в столице - на четверть дешевле даже с учетом расходов на поездку. Мужчина взял кредит и отправился в Москву. Позже он обратился в суд за компенсацией, однако отсудить удалось не все. Затраты на поездку и уплату процентов по кредиту остались его личным бременем. Департамент обязали возместить лишь затраты на препарат.
Другой пример - в райцентре Ливны без лекарств оставили девочку-инвалида. Ее болезнь входит в перечень редких, орфанных заболеваний, лечение которых финансируется из областного бюджета. Медики заявку подали своевременно, деньги имелись.
- По данному факту была проведена проверка, - сообщила старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина. - Закупку препарата начали в ноябре 2016 года. Аукцион не состоялся, а повторное проведение торгов было организовано только в феврале. То есть препарат может поступить не ранее мая текущего года.
В прокуратуре считают, что ребенок-инвалид остался без жизненно важного лекарства из-за "формального подхода работников департамента здравоохранения к организации лекарственного обеспечения". Чиновники вину отрицают, ссылаясь на технические сбои.
- Закупка препарата из-за его высокой стоимости возможна только путем проведения аукциона, - пояснил глава облдепартамента здравоохранения Александр Лялюхин. - Начать повторно процедуру удалось лишь в конце февраля 2017 года из-за некорректной работы интернет-портала "Государственные закупки".
К сожалению, он не уточнил, в чем заключалась "некорректная работа" портала, которым пользуются госзаказчики со всей страны. Возможно, ответ даст внутренняя проверка, которая проводится в ведомстве.
К счастью, нашлись добрые люди. Сразу две благотворительные организации объявили сбор средств. Препарат стоит свыше 2,2 миллиона рублей. Деньги собрали всем миром. Впрочем, это не освободило чиновников от обязанности приобрести лекарство за бюджетный счет, лечение-то продолжается. Но торги пройдут под надзором прокуратуры.
Значительная часть затрат ложится на местную казну. Закупки зависят от возможностей бюджета и ограничены законом. В 2017 году норматив финансовых затрат на одного льготника, имеющего право на лекарственное обеспечение за счет федерального бюджета, составляет 807,2 рубля в месяц.
- Медорганизации составляют заявки лишь в соответствии с фактическим объемом средств, выделенных из федерального бюджета, - поясняет Александр Лялюхин. - Поэтому, к сожалению, мы не можем обеспечить льготников лекарствами в полном объеме.
Регионы просят дополнительные транши. Процедура растягивается на месяцы. Обычно федеральный центр просьбы удовлетворяет, но, пока идет согласование, льготники вынуждены приобретать лекарства за свой счет. И не только их. Например, в октябре прошлого года орловским инвалидам перестали выдавать бесплатные средства личной гигиены.
В департаменте соцзащиты это объяснили отсутствием денег. Предыдущие торги прошли в декабре 2015 года. Купленных подгузников и впитывающих простыней-пеленок хватило на девять месяцев. Новые торги объявили лишь в минувшем марте, когда появились деньги. Льготники не выбрасывают чеки за пеленки и подгузники в надежде на то, что бюджет все-таки компенсирует им затраты.
Лимиты ограничивают максимальную цену. Инвалиду положено 60 подгузников и 30 пеленок в месяц. Закупленные в последний раз в рамках госзаказа изделия варьировались в цене от 17,5 до 26 рублей за штуку в зависимости от размера. В пределах этих сумм и выплатят компенсацию. Если покупка обошлась дороже, разницу инвалиду никто не вернет.
- В прошлом году нам все же удалось снять напряжение, которое возникло в области с обеспечением льготными лекарствами в конце 2015 года, - считает руководитель управления Росздравнадзора Михаил Михейкин. - Контроль был усилен, проведено более 80 проверок. Доля организаций, в которых были выявлены нарушения, оказалась достаточно высокой.
По его мнению, главная проблема кроется в пресловутом дефиците средств. Федеральный норматив гораздо ниже средней стоимости препаратов. Регионы имеют право финансировать программу из своей казны. Но Орловская область позволить себе этого не может. Ее бюджет почти наполовину состоит из федеральных траншей. Средства на допзакупку лекарств выделяют, но приходится урезать другие социальные статьи.
В прошлом году средняя стоимость одного "бесплатного" рецепта в регионе составила 2324 рубля - примерно в 2,5 раза выше месячного норматива. Средний чек рецепта по семи высокозатратным нозологиям, таким как у девочки из Ливен, составил 56555 рублей. И таких рецептов выписали свыше 850 более чем на 50 миллионов рублей.
Процедура закупок зачастую занимает много времени. Допустим, врач назначил препарат, подал заявку, чиновники запустили процесс. Потребуются месяцы. За это время состояние пациента может ухудшиться, возникнут осложнения или назначенный препарат, который льготник купит за свой счет, не сработает. Если назначат другие таблетки, процедуру надо запускать по новой.
Орловский парламент не раз направлял обращения в правительство страны и Госдуму. Нардепы призывают увеличить норматив обеспечения лекарствами хотя бы до 1500 рублей в месяц. И ратуют за расширение программы высокозатратных нозологий - предлагают включить в нее орфанные заболевания, лечение которых финансируется за счет местных бюджетов.
Жалоб от инвалидов накопилось столько, что вопрос обсудили на расширенном заседании коллегии облпрокуратуры. При проверках закупок лекарств были вскрыты причины большинства нарушений. К участникам, например, предъявляли требования, выполнить которые могли лишь считаные фирмы.
- Так, в нарушение действующего законодательства документация на закупки содержала требования к участникам представить выписки из ЕГРЮЛ, - сообщил прокурор Орловской области Иван Полуэктов. - Кроме того, установлены факты участия в закупках, осуществляемых учреждениями здравоохранения, аффилированных лиц.
В качестве примера он привел закупку лекарств для областного онкодиспансера. В торгах приняли участие два ООО. Фирмы зарегистрированы по одному адресу, и учредитель у них один. Бизнесмен сражался за контракт сам с собой.
Материалы проверок переданы в антимонопольную службу и следственные органы. УФАС оценит законность торгов - есть подозрение, что закупки лекарств и средств личной гигиены для инвалидов регулярно получают одни и те же фирмы. Качество отходит на задний план. Побеждает тот, под кого разработана конкурсная документация.
Анатолий Крючков, депутат Орловского облсовета, председатель комитета по здравоохранению:
- Для лечения орфанных заболеваний применяются дорогостоящие препараты и медицинские технологии. Их выявление и лечение требует дополнительной поддержки из федерального бюджета, поскольку регионам зачастую не хватает средств на дорогостоящие лекарства. Например, стоимость препарата для лечения онкологических заболеваний "Мабтера" на одного человека в год составляет около 840 тысяч рублей, препарата "Ремикейд" для лечения ревматоидного артрита - порядка 700 тысяч. Причем иногда необходимо приобретение лекарственных средств, не имеющих отечественных аналогов.