- Леонид Львович, раз уж мы собрались с вами позавтракать, то давайте с продуктов и начнем. Покупательская способность населения снижается, а цены растут. Говорят то о сговоре ритейлеров, то о заговоре производителей, при этом нередко восклицая: "И куда только ФАС смотрит?". Скажите, вы можете реально влиять на ситуацию или все решает рынок?
Леонид Пак: Антимонопольная служба, конечно, контролирует ситуацию в рамках Закона о торговле. Отсутствие конкуренции напрямую ведет к росту цен. Но при этом необходимо понимать, что у нас в стране отсутствует как таковое ценовое регулирование на продукты, за исключением случаев, когда региональное правительство может ввести госрегулирование при росте цен на социально значимые товары на 30 и более процентов. К счастью, такого у нас нет. И ни одна из крупных торговых сетей, а в Самарской области представлено большинство федеральных ритейлеров, не является монополистом. Вероятность ценового сговора между всеми продавцами одновременно близка к нулю - все сразу договориться не смогут, а потому выиграют именно те, кто не пойдет на повышение.
Я, как и все самарцы, хожу по магазинам и вижу: в супермаркетах время от времени проводятся акции продаж по сниженным ценам. Так что в целом, делая покупки в торговых центрах, человек даже может сэкономить, но вот в качестве продуктов он нередко проигрывает. Ведь самые свежие и качественные продукты представлены именно небольшими местными производителями. И сегодня, когда на федеральном уровне дискуссируется вопрос о снятии запретов на доминирование, позиция ФАС однозначна: любое укрупнение и поглощение мешает конкуренции, а значит, вредит потребителю.
- Цены растут и на услуги ЖКХ. А в Самаре они повышаются даже чаще, чем по всей стране. При этом московский арбитражный суд, рассматривавший дело о росте у нас в октябре 2016 года цены на холодную воду и водоотведение, признал, что повышение это превысило предельно допустимые цифры. Зато ФАС России с этим не согласилась и продолжает оспаривать судебные решения. Как вы прокомментируете ситуацию?
Леонид Пак: Предыстория вопроса такова: в начале прошлой осени компания "ССК", занимающаяся вопросами водоснабжения Самары, направила в ФАС России свое несогласие с тарифами, установленными для нее региональным министерством энергетики и ЖКХ. Там удовлетворили иск, рекомендовав министерству скорректировать тарифы. В результате с 1 октября на водоснабжение и водоотведение они возросли на 1,54 и 2,07 рубля за кубометр соответственно. Но арбитражный суд посчитал решение ФАС не соответствующим Жилищному кодексу и ряду других нормативных актов. По мнению судов, тариф должен быть установлен в размере, чтобы плата граждан за ЖКУ не превышала предельные индексы, установленные правительством. В Самарской области на 2016 год он составлял 4,8 процента. А в нашем регионе он оказался 5,4.
Кто прав в этом споре, решит суд. Я лишь хочу заметить, что пока в нашем законодательстве слишком много дыр, которые позволяют поставщикам ЖКУ, формально ничего не нарушая, собирать с населения больше денег. Рассмотрим ситуацию, когда теплоснабжающая организация, которая до этого эксплуатировала сети, передает их новой структуре. И та уже устанавливает цены на транспортировку горячей воды исходя из тех величин, которые сможет обосновать. Некоторые туда включают и содержание имущества компании. А поскольку до этого у новоявленного бизнеса не было никакого тарифа, значит, и повышения не произошло. Хотя люди видят, что сумма в квитанциях выросла до двух раз. Дело в том, что пока у нас действуют сотни нормативных актов о тарифном регулировании, таких казусов не избежать.
- В случае если октябрьское повышение будет признано незаконным, потребители могут рассчитывать на возврат "переплаченных" денег?
Леонид Пак: Для этого каждый человек должен самостоятельно обращаться в суд. Даже если кто-то возьмется защищать интересы всех самарцев, необходимо будет с каждого собрать нотариально заверенные доверенности. Вы представляете, какой это сложный и затратный процесс? Пока у нас еще не развиты коллективные иски, как за рубежом. Если будет хоть один прецедент, ответчик, скорее всего, начнет решать такие дела в досудебном порядке.
Вот еще один пример из самарской действительности. УК собирают с операторов связи деньги за размещение аппаратуры на доме, но собственники квартир этого дома ничего не знают о том, какие это суммы и куда тратятся. Сейчас мы с такими ситуациями разбираемся.
- Насколько конкуренция может сдерживать цены и повышать качество товаров и услуг?
Леонид Пак: Очень существенно, ведь она работает именно на потребителя. Поэтому я и говорю, что надо думать не о регуляторах цен, которые лишь порождают дефицит, а о поддержке местного производителя и создании равных условий для развития конкуренции. И здесь дела в Самарской области пока обстоят не слишком хорошо. За прошлый год в наше ведомство поступило 368 заявлений, содержащих признаки нарушения Закона "О защите конкуренции", в 2015-м их было 311. В 2016 году возбуждено 32 дела, годом ранее - 127. Такое снижение объясняется скорее тем, что в законе появилась новая мера воздействия, как предупреждение по многим статьям. Теперь мы выдаем больше предупреждений и говорим: есть признаки нарушения, обратите внимание и примите меры. Если нарушитель не реагирует, тогда уже возбуждается и рассматривается дело.
Но это касается бизнеса, а что дает конкуренция потребителю, проиллюстрирую на личном примере. Я долгие годы пользовался услугами одного оператора сотовой связи и вот решил перейти к их конкуренту, написал заявление. Буквально сразу мне приходит смс приблизительно такого содержания: "Вы наш многолетний клиент, откажитесь от перехода, и в знак благодарности получите от нас скидку в 30 процентов на все услуги связи". Можно такое было раньше представить? Нет! И все это сделала конкуренция.
- В сфере картельных сговоров, расследованием которых антимонопольная служба активно занимается, Самарская область упоминается довольно часто. Закупка лекарств для ВИЧ-инфицированных, строительство инфраструктурных объектов, ремонт дорог... Как вы можете прокомментировать ситуацию?
Леонид Пак: Там, где бюджет вкладывает в развитие территории большие деньги, контроль со стороны всех надзорных ведомств должен быть особенно строгим. Только сейчас у меня на столе лежит с десяток постановлений прокуратуры о возбуждении административных дел в отношении подрядчиков, работающих на объектах ЧМ-2018 по футболу.
Антимонопольная служба в этом процессе задействована очень активно. К примеру, в феврале 2017 года нами выявлен картельный сговор на сумму 4 миллиарда рублей в сфере здравоохранения. А месяц спустя ФАС России возбудила дело по признакам сговора на торгах в строительной сфере региона в отношении Проектно-строительной компании "Волга", компаний "Автодоринжиниринг", "Строймонтажкомплект", "Автодорстрой". Было установлено, что при проведении конкурсов в 2014-2016 годах наблюдалось минимальное снижение начальной цены закупки со стороны одних и тех же участников, которые в результате и одерживали победы. Остальные же заявки конкурсная комиссия просто отклоняла. Всего в результате сговора фирмы получили госконтракты на 2 миллиарда рублей. Это ремонт дорог, стадиона, строительство ФОКов и других крупных объектов.
- 12 апреля антимонопольная служба внесла в Реестр недобросовестных поставщиков компанию "СМТ" - крупнейшего игрока на рынке медоборудования, только в Самарской области ее контракты превышают 10 миллиардов рублей в год. Что произошло?
Леонид Пак: Данная компания поставила в самарскую больницу им. Н.И. Пирогова дорогостоящий томограф, не прошедший государственную регистрацию в установленном порядке. Согласно пояснениям Росздравнадзора, качество, эффективность и безопасность медизделия не были подтверждены. Данный контракт заключали в рамках исполнения госпрограммы Самарской области "Подготовка к проведению в 2018 году мероприятий чемпионата мира по футболу". Теперь эта фирма получила запрет два года участвовать в закупках, а ведь сегодня именно бюджетные контракты для многих и составляют основу бизнеса. Так что наказание очень серьезное. Всего же за прошлый год в реестр недобросовестных поставщиков в области попали сведения о 42 организациях.
- Скажите честно, у вас есть план по штрафам?
- Нет, и никогда не было: общий показатель, если говорить об абсолютных суммах, уже несколько лет держится на одном уровне. В 2016 году он составил 12 миллионов рублей. Замечу, что при меньшем количестве дел взыскать УФАС удалось практически ту же сумму штрафов, что и в 2015 году. Были изменения в законодательство, которые сделали много послаблений для субъектов рынка, для должностных лиц органов местного самоуправления. Мы стали реже заводить дела и чаще выносить предупреждения, тем самым давая шанс исправиться. Но если предупреждение не подействовало и случился рецидив, накладываем уже не минимальный, а серьезный штраф.