О перспективах развития региональной железнодорожной сети шла речь на совещании, которое в рамках XIV Красноярского экономического форума провел первый зампред правительства РФ Аркадий Дворкович.
В РЖД возросшие нагрузки на хакасском направлении уже почувствовали. Стремятся пропорционально растущему спросу на перевозки увеличивать и пропускные способности магистрали, модернизировать подвижной состав. По словам начальника КрасЖД Владимира Рейнгардта, ставка делается на комплексный подход, с интеграцией ресурсов магистрального и промышленного железнодорожного транспорта.
Глава Хакасии Виктор Зимин, отмечая интенсивное развитие алюминиевого производства и других секторов экономики, в числе основных драйверов роста назвал угольную отрасль. Год назад в республике открылись четыре новых угольных разреза. Нынче планируется запустить еще два. К 2025-му здесь рассчитывают довести ежегодную добычу с 20 миллионов тонн до 46 миллионов. Новый специализированный кластер, который создается на базе Бейского месторождения, одного из крупнейших в стране, в перспективе дополнят несколькими прилегающими участками.
Параллельно будут строиться объекты дорожной и энергетической инфраструктуры, а также многопрофильной обогатительной фабрики рядовых углей. Вторая очередь включает запуск завода по переработке угля в полукокс и горючий газ мощностью один миллион тонн в год.
По замыслу республиканских властей, Бейский кластер станет стимулом для последующего создания смежных производств, связанных с переработкой твердого топлива. Совокупный объем инвестиций в его развитие (предполагается, что в основном это будут средства частных инвесторов) составит десятки миллиардов рублей.
Понятно, что справиться со столь громадными объемами существующая дорожная сеть не способна. Требуются неотложные меры по совершенствованию транспортно-логистического комплекса. Именно поэтому разработан план поэтапного расширения Южного хода Транссибирской магистрали. Согласно проекту, необходимо построить 113 километров вторых путей, реконструировать тоннели и мосты, преобразовать станционные парки и масштабно обновить устройства электроснабжения. В результате пропускная способность участка Междуреченск - Тайшет возрастет к 2020 году в 1,5 раза.
Между тем
Участники рынка отметили, что помимо серьезных инфраструктурных перемен остро нуждаются в пересмотре имеющихся тарифных решений. Действующие сегодня грузовым компаниям не очень интересны, поскольку вряд ли окупят их затраты. Очевидно, что с ростом добычи угля вывозимые из Хакасии грузы существенно превысят объемы, которые доставляются в республику. А это неизбежно негативно скажется на экономике перевозок.