Почти 60 процентов общероссийского объема угля, причем наиболее ценных марок, с высоким содержанием серы и повышенной теплотворной способностью, добывается в Кузбассе. В 2016 году здесь установлен очередной рекорд: добыча твердого топлива достигла 227,5 миллиона тонн, на 5,5 процента превысив уровень 2015-го. Однако нельзя сбрасывать со счетов удаленность региона от рынков сбыта: затраты на железнодорожные перевозки угля при его реализации за рубеж занимают пятьдесят процентов стоимости товара. Именно поэтому для Кузбасса актуальна проблема перехода от реализации слегка облагороженного, обогащенного или сортированного природного сырья к производству и сбыту продуктов его глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, а также обращение к современным энергетическим и энерготехнологическим процессам.
Угольная энергетика сегодня занимает значительную долю в разных странах мира. Так, в США, где твердого топлива добывается почти втрое больше, чем в России (около миллиарда тонн), она составляет 56 процентов, в Австралии - 88, Китае - 82, Канаде - 59, Великобритании - 63, Германии - 55, Польше - 91, ЮАР - 71, Индии - 56. А в России - чуть больше 20 процентов (и это без учета в энергобалансе доли автотранспорта). То есть потенциал у нашей страны в этом плане весьма значителен. Но, конечно, увеличивать долю угольной теплоэлектроэнергетики необходимо исключительно на основе использования современных экологичных и экономически эффективных технологий.
Для развития экономики страны и получения конкурентной продукции требуются недорогие энергоносители, поэтому следует шире использовать высококачественные бурые угли уникальных месторождений Канско-Ачинского бассейна, расположенных в Кемеровской области и Красноярском крае. Требуемые инвестиции в развитие добычи в этом бассейне в полтора раза ниже, чем в строительство угольных разрезов, скажем, на Ерунаковском месторождении, и в три с половиной раза меньше, чем инвестиции в строительство шахт. Так, себестоимость добычи бурых углей Канско-Ачинского бассейна в советское время не превышала 50 копеек за тонну.
Известно, что именно бурые угли и буроугольный полукокс, полученный при их энерготехнологической переработке, - наиболее экологичное и эффективное топливо. При реконструкции действующих и вводе в эксплуатацию новых энергогенерирующих установок целесообразно применять внутрицикловую газификацию или еще более перспективное внутрицикловое полукоксование. А в качестве сырья может быть использован бурый уголь Барандатского месторождения, которое находится в Тисульском районе Кемеровской области. Запасы углей там достигают почти 36 миллиардов тонн при максимальной толщине пластов до ста метров, зольность сырья - от четырех до семи процентов, а содержание серы - 0,3 процента.
Власти Кемеровской области планируют перевести на бурый уголь около ста котельных в четырех муниципалитетах. Это позволит в течение ближайших двух-трех лет значительно сэкономить на перевозке топлива и в 2,5 раза увеличить объемы его добычи, которая сейчас составляет лишь 240 тысяч тонн в год. Предполагается создать комплекс по энерготехнологической переработке кузбасских бурых углей на основе перспективной отечественной технологии полукоксования с использованием твердого теплоносителя. Предложение базируется на результатах многолетних исследований по полукоксованию углей Канско-Ачинского бассейна, проведенных Энергетическим институтом имени Г. М. Кржижановского (Москва) и Восточным углехимическим научно-исследовательским институтом (Екатеринбург-Новокузнецк). Предложенная технология позволяет получить не только тепло- и электроэнергию, но и буроугольный полукокс, на основе которого можно наладить производство пылеугольного топлива для доменных печей, энергогенерирующих установок и так далее.
Одно из достоинств технологии - получение высококачественного продукта, которого только металлургам можно сбыть пять-семь миллионов тонн. Другое преимущество - практически нулевая себестоимость буроугольного полукокса вследствие дешевизны сырья и значительного количества попутно выделяющейся тепло- и электроэнергии. И, наконец, еще один большой плюс - это снижение удельного расхода топлива и уменьшение выбросов вредных веществ в атмосферу на 20-30 процентов. Таким образом, внедрение технологии открывает новый пласт энергетики не только для Кузбасса, но и для всей России.
Еще одно перспективное направление связано с переработкой угольного шлама и отходов углеобогащения, которых только в Новокузнецке ежегодно образуется и вывозится в отвалы более четырехсот тысяч тонн. Всего же в регионе, по официальным данным, отвалы содержат свыше 40 миллионов тонн отходов. Хотя это вполне пригодное для использования твердое топливо с зольностью от 20 до 40 процентов.
Между тем на юге Кузбасса разработаны технологии, позволяющие успешно вовлекать эти ресурсы в энергобаланс региона. Например, сжигание дешевого и экологически чистого водоугольного топлива, приготовленного на основе шламов и отходов углеобогащения. Положительный опыт имеется: в промышленных условиях переработано около 600 тысяч тонн. А проблему передачи водоугольного топлива на значительные расстояния решили еще в 1980 годы. Госкомитет по науке и технике при Совмине СССР рассматривал вопрос о сооружении системы пульпопроводов для транспортировки этого топлива из Кузбасса на Урал и дальше, в европейскую часть страны. В свое время около 400 тысяч тонн было передано на расстояние 280 километров для ТЭЦ Новосибирска. А недавно принято решение перевести на водоугольное топлливо одну из котельных Новокузнецка, чтобы исследовать целесообразность внедрения и тиражирования технологии.
На стадии полупромышленных исследований пока находится технология утилизации угольных шламов методом кондиционирования отходов с высоким содержанием влаги и золы. Использование в качестве адсорбента буроугольного полукокса даст возможность получить материал, зольность которого гораздо ниже, чем у исходного шлама, да и прочие характеристики лучше. А это значит, что новое топливо подойдет для сжигания в агрегатах самого разного типа, то есть будет, по сути, универсальным.