Закон о внедрении НДТ был принят в 2014 году. Согласно ему, к 2025 году в стране начнет работать новая форма экологического регулирования - отечественные предприятия полностью перейдут на самые современные достижения науки и техники, безопасные для природы и человека, и при этом выгодные экономически. Реализация программы должна сократить число городов с высоким уровнем загрязнения воздуха более чем в 2,5 раза.
В минпромторге уже даже посчитали, во сколько внедрение НДТ обойдется топливно-энергетическому комплексу. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, до 2030-го эта мера потребует инвестиций в размере около трех триллионов рублей. В правительстве не отрицают, что это "серьезный вызов", в особенности для машиностроительного комплекса. Эксперты выражаются резче: если обеспечить предприятия новым оборудованием необходимо будет все-таки в семилетний срок, это "просто положит наше машиностроение".
- В чем отличие действующего законодательства от планируемого внедрения НДТ? Если сегодня объектом контроля является сама ТЭЦ, то по новым нормам - еще и каждая конкретная установка. То есть теперь это 2,5 тысячи котельных установок по России. Такой подход меняет все, ведь оборудование производят машиностроители, а значит, в новых условиях энергетикам нужно работать с ними в тесной связке. Встает вопрос: что они будут производить, какие требования к ним предъявлять? Более того, появляется необходимость разработки и создания типовых установок, - комментирует член межведомственного совета по переходу на принципы НДТ и внедрение современных технологий Михаил Сапаров.
Чтобы машиностроители успели "развернуться", специалисты предлагают увеличить сроки перехода на НДТ в два раза - с семи до 14 лет, а кроме того, разработать меры поддержки отрасли энергетического машиностроения. Требования к оборудованию тоже стоит разделить: так, основная часть установок введена в эксплуатацию до 1981 года. На них и стоит обратить внимание в первую очередь и дать возможность (а точнее, срок) предприятиям либо вывести их из работы, либо, если они их оставляют, создать для такого оборудования специальные стандарты, либо принять решение о замене на новые установки. Если применить к этой категории жесткие требования, угольная энергетика умрет, опасаются эксперты.
Беспокоит энергетиков и то, что в ближайшее время Россия может присоединиться к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и Гетеборгскому протоколу.
- Если европейские показатели станут для нас обязательными, это тоже создаст проблему для нашей промышленности и энергетики. Мы должны установить те потолки, которые будут для нас приемлемы. Кроме того, мы должны будем прописать эти нормы во всех наших справочниках, - считает директор Санкт-Петербургского филиала "Центра экологической промышленной политики" Андрей Недре.
А информационно-технический справочник для компаний, к слову, уже почти разработан. Утвердить его планируют к июлю этого года. Базироваться создатели решили на опыте европейских стран, но получилось не совсем так: если за границей деталей решили избегать, указывая только основные требования, то у нас прописываются абсолютно все нюансы. А чем больше деталей, тем больше проблем.
- Сейчас мы вынуждены признать, что наша теплоэнергетика, за исключением нескольких ТЭЦ, по этим требованиям никак не может быть обозначена как НДТ. Это факт, - констатирует Михаил Сапаров.
И это притом, что некоторые предприятия уже тратят немалые деньги на внедрение современного оборудования и соответствие нынешним экологическим стандартам. Следующим шагом должен стать проект нормативного документа с нормами и требованиями для действующих предприятий (принять его должны не позднее, чем через шесть месяцев после выхода справочника) и создание комплексного экологического разрешения для компаний. Все это рассчитывают сделать до ноября этого года.
Гораздо сложнее с еще одним обязательным пунктом стратегии НДТ - анализом затрат и выгод перехода на новые технологии. Пока методики, как именно считать деньги на снижение выбросов, все еще нет, но к октябрю систему обещают презентовать, а к 2018 году планируют сделать ее официальной программой. Опыт опять-таки намереваются перенимать у Европы, вот только "как под кальку" в российских условиях он вряд ли получится.
- В Европе анализом занимается специальная целевая группа. Для расчетов они берут общие экономические данные, данные о существующих выбросах, об установках и используемом топливе, о тарифах на электричество и воду. Эта схема пока неприменима к нам, ввиду отличий в системе налогообложения, финансовых механизмов поддержки, денежного курса, - подчеркивает инженер "Центра экологической промышленной политики" Мария Анисимова.
Вместе с тем энергетики планируют в срочном порядке начинать диалог с минпромторгом по поводу тех отраслей энергетики, которые "сидят на тарифе". Для них в условиях НДТ необходимо вводить специальные меры поддержки. Уже после того, как получится создать выгодный механизм, можно будет говорить о том, какие деньги будут сэкономлены и куда их можно направить.
Сейчас известно, что в 2017 году отечественные компании вложат в перевод предприятий на НДТ более 130 миллиардов рублей. Такие цифры приводит министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской. К слову, изначально обязательный перевод на безопасные технологии планировался в этом году - так как он объявлен Годом экологии, но в итоге сроки отложили, чтобы за 2018 год отрасли сумели провести расчеты и найти механизмы, позволяющие компаниям быть более гибкими в новых условиях.