"Самолечиться" мы любим, это факт. Девять из десяти человек с простудой, насморком, болью в горле и кашлем предпочитают оказать себе первую помощь сами, а к врачу обращаются, если болезнь не отступает. Хуже, что так же нередко поступают и в более серьезных случаях: при изжоге, нарушениях пищеварения, боли в спине и суставах, скачках давления. Таковы результаты опроса ВЦИОМ, представленные на "круглом столе" по развитию ответственного самолечения.
"Человек без медобразования не должен и не может подменять собой врача, -сказала первый замдиректора ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Юлия Михайлова. - Но в некоторых случаях лечиться самостоятельно можно, если делать это разумно и ответственно. Хронические больные, хорошо изучившие свою болезнь, могут контролировать свое состояние, соблюдая длительное время схему приема лекарств, назначенных врачом. При легких недомоганиях тоже допустимо принять безрецептурный препарат".
ВОЗ предложила концепцию ответственного самолечения еще 20 лет назад. Не случайно во всех странах выделяют особую группу наиболее безопасных лекарств, которые разрешено покупать без рецепта. "Но надо помнить, что любое лекарство - это обоюдоострый меч: может вылечить, но может и навредить", - предупреждает Юлия Михайлова.
В России без рецепта можно купить многие отнюдь не безопасные препараты, которые во всем мире доступны только по назначению врача. Так что наше "самолечение" пока в корне отличается от модели, рекомендуемой ВОЗ.
"Сейчас уже более 70% всех поисковых запросов в Интернете касаются здоровья, - говорит завкафедрой лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. Сеченова Роза Ягудина. - Пациенты ищут информацию о своем заболевании, возможностях лечения и нередко пытаются помочь себе сами. В некоторых случаях такой подход оправдан, к тому же, развивая ответственное самолечение, мы можем снизить расходы на здравоохранение".
Эксперты настаивают: чтобы изменить у россиян подход к самолечению, необходима разъяснительная работа. Люди должны четко представлять, в каких случаях можно безбоязненно выпить таблетку, а когда лучше поспешить к врачу. Следующий пункт - изменение отношения к рекламе. У нас многие воспринимают телевизионные ролики как истину в последней инстанции и верят им больше, чем врачам. Наконец, нужно увеличить ответственность провизоров в аптеках: если пациент не доходит до врача, фармацевт обязан дать ему простейшую консультацию, а возможно, и настойчиво посоветовать все-таки обратиться в медучреждение.
"К ответственному самолечению нужно подходить шире, - считает представитель ГНИЦ профилактической медицины Любовь Дроздова. - Меня лично очень тревожит факт, что 42% больных гипертонией самостоятельно, без врача, сбивают себе давление. Это неправильно. Нужно обучение коррекционной терапии в школах пациентов, и такие школы уже работают. Самолечение - это не только снятие симптомов при недомогании и приверженность назначенной терапии. Это и соблюдение здорового образа жизни".
Самолечение может быть опасным даже при "несерьезных" заболеваниях. В Новосибирске сейчас судят 39-летнюю женщину. Ее обвиняют в причинении смерти по неосторожности 5-летнему сыну. Суть в том, что когда ребенок заболел, его мама решила не обращаться к врачам и лечила его дома сама.
Трагедия произошла в январе прошлого года, в разгар эпидемии гриппа. Сын обвиняемой заболел ОРВИ, у него были все признаки простуды, поднялась температура выше 38 градусов. Женщина вспомнила, что ранее в такой же ситуации ребенку помогли уколы антибиотика и анестетика, которые делала знакомая фельдшер. На этот раз, по версии следствия, женщина сама изготовила смесь из цефазолина (антибиотик) и лидокаина (анестетик) и в течение нескольких дней сделала ребенку не менее пяти внутримышечных уколов.
"Обвиняемая не обладала специальными познаниями о безопасной дозировке указанных препаратов, об используемом в медицине их соотношении друг к другу", - говорится в заключении следователей.
Из-за неправильного лечения у ребенка развился анафилактический шок, мальчик впал в кому. Врачи Новосибирской областной детской больницы, куда привезли ребенка, сделали все возможное, но спасти его не смогли.
Уголовное дело с обвинительным заключением в отношении матери ребенка направлено для рассмотрения в суд.