Представители нескольких компаний сообщили, что после установки на предприятиях "умных" счетчиков они стали платить за свет на 50 процентов больше. "Нам приходится об этом говорить, так как разница в показаниях достигает 20 тысяч киловатт. В денежном выражении это приличная сумма", - пояснил заместитель генерального директора госпредприятия "Дан" Азисбек Мырзалиев.
Жалуются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оказанием различных услуг. "С обычным счетчиком платил в среднем четыре-пять тысяч сомов в месяц. С "умным" приходят счета на семь-восемь тысяч. При этом энергопотребление сократилось - раньше работала промышленная морозильная камера для мяса и мощная дробилка. Сейчас они отключены", - сообщил на страницах местного интернет-форума один из его пользователей.
Не ослабевает поток жалоб и от рядовых абонентов. "С ноября 2016-го стали приходить счета-извещения с завышенными показаниями. В феврале 2017-го был рекорд - 5960 сомов, хотя годом ранее в этот же месяц - 1259", - поделился своей историей с корреспондентом "РГ" бишкекчанин Сергей К.
Люди возмущаются и требуют вернуть старые счетчики.
Однако энергетики, судя по всему, на попятную идти не намерены. Это стало понятно из выступления на видеоконференции заместителя генерального директора ОАО "Северэлектро" Тилебалды Жаныбаева. Он заявил, что в тех районах, где работают "умные" счетчики, зафиксировано двукратное снижение потерь электроэнергии.
- Сегодня в Бишкеке установлено порядка 117 тысяч приборов учета, которые позволили нам снизить потери с 22 процентов в 2016 году до 11,5. На реализацию проекта на данный момент потрачено 1,3 миллиарда сомов. Благодаря снижению потерь он уже практически себя окупил, - отметил Тилебалды Жаныбаев.
Видеоконференция транслировалась по интернет-каналу, и те, кто к нему подключился, могли пообщаться с энергетиком в онлайн-режиме. И, как выяснилось, большинство волнует не снижение потерь, а как раз цифры в счетах за потребленную электроэнергию после установки новых счетчиков.
Всего Тилебалды Жаныбаеву за час видеоконференции задали около двадцати вопросов. Большей частью о том, что делать в случае несогласия с показаниями приборов и есть ли вероятность того, что счетчики специально настроены на обман.
- Да, к нам поступило большое количество заявлений с претензиями, - признал зам-директора "Северэлектро". - Их рассматривали с участием представителей метрологической службы, которые проверяли каждый счетчик с помощью образца. Кроме того, при необходимости их отвозили в Госстандарт и вместе с абонентами проверяли правильность работы. Приборы оказывались в порядке. Бывало, кто-то требовал, чтобы мы установили простые счетчики для проверки. Мы это делали. Никаких отклонений не находили.
- Если абонент говорит, что у него целый день работает только холодильник, а счет за электроэнергию приходит на несколько тысяч сомов... Холодильник, конечно, столько не "съест". У "умного" счетчика есть память. Потребителю необходимо оставить свой адрес, наши сотрудники приедут, проверят и распишут, сколько на самом деле тратится у него энергии в сутки. Проблема, возможно, не в счетчике. Например, из-за слабой изоляции проводки может идти утечка в землю. Нужно следить за этим, - пояснил Тилебалды Жаныбаев.
По его словам, прибор АИСКУЭ - это самый обычный счетчик. Единственная разница - у него есть память и модем для передачи данных. "Не то чтобы старые счетчики нас не устраивали... Я еще раз напомню, что раньше потери электроэнергии были достаточно большими. Дистанционная передача показаний на серверы и их автоматическое включение в расчеты повлияло на потери, уменьшив их, и позволило контролировать мощность. Таким образом мы повысили напряжение и снизили уровень аварийности. Раньше при пиковых нагрузках оборудование перегружалось и выходило из строя. "Умные" счетчики позволяют распределять нагрузку равномерно", - резюмировал Тилебалды Жаныбаев.
Недовольным абонентам в Бишкеке он предложил обращаться в "Северэлектро".
- Каждый конкретный случай будем рассматривать отдельно. У нас есть call-центр. Его телефонный номер 1209. Кроме того, есть центр качественного обслуживания - 338822, - сказал представитель распредкомпании.
Расул Умбеталиев, эксперт по вопросам энергетики:
- Активная фаза установок счетчиков АИСКУЭ началась в апреле 2013-го. Одними из первых владельцами новых приборов стали обитатели жилмассива "Ак-Ордо". После установки там "умных" счетчиков произошел конфуз. При включении трансформатора, питающего этот район, электроэнергия в дома не поступила. При замерах технических параметров линий электропередач напряжение оказалось в пределах 120-130 вольт. Работникам "Северэлектро" срочно пришлось устанавливать дополнительный трансформатор и корректировать в счетчиках диапазон напряжения в пределах 160-230 вольт. В настоящее время в наших электрических сетях нет положенных 220 вольт, поэтому в зимние месяцы электроэнергии для бытовых нужд расходуется в три-пять раз больше.
Справка "РГ"
"Умный" счетчик собирает информацию о потреблении электроэнергии абонентом и передает ее по каналам связи сотовых компаний на специальные серверы. В конце 2016-го один из операторов, задействованных в этой схеме, прекратил свое существование, в связи с чем данные пришлось корректировать, что привело к временной путанице с показаниями.
Однако, по мнению энергетиков, сбой не нарушил работу системы настолько, чтобы она начала заниматься приписками, специально обманывая абонентов. Как объяснили в ОАО "Северэлектро", в декабре 2016-го киргизстанцы потребили на 11 процентов больше электроэнергии, чем в ноябре. В январе 2017-го этот показатель вырос еще на 4,3 процента.
- Зимой люди используют больше электроэнергии. Этот факт - основная причина увеличения сумм в счетах, - отметили в "Северэлектро".
В целом в компании довольны тем, как работает АИСКУЭ. Там, где были установлены "умные" счетчики, сбор платежей составляет 100 процентов и отсутствует дебиторская задолженность.