05.05.2017 12:55
    Поделиться

    Уральский ученый разыскала ювелирный шедевр через интернет

    В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка одного шедевра - драгоценной подставки, которой одарили полномочного эмиссара императрицы Екатерины II князя Николая Репнина.

    Это первая выставка VIP-подарка, до этого подставка, приобретенная по случаю в московской комиссионке в 80-х годах прошлого века, выполняла роль шкатулки.Так бы она и украшала интерьер, если бы не первооткрыватель - научный сотрудник ЕМИИ Людмила Будрина.

    - Цифровые технологии сыграли колоссальную роль в этом выставочном проекте, - признает она.

    Началась эта история в Париже в 2008 году, где на аукционе некий коллекционер купил подставку из бронзы и полудрагоценных камней в качестве жардиньерки (подставки для цветочного горшка). На подставку обратили внимание учёные - и узнали в ней свидетеля договора, с которого началась политика мирного урегулирования, Лига наций и ООН. Этим договором завершилась Картофельная война - изматывающий конфликт Австрии, Саксонии и Пруссии.

    Спор и бряцание оружием прекратились, благодаря вмешательству и гарантиям России и Франции. Сторонам удалось заключить Тешенский договор, которым никто не был обижен.

    В 1779 году за заслуги в деле подписания документа дипломату, генералу-фельдмаршалу и князю Николаю Репнину, который искусно склонил воюющие стороны к миру, преподнесли настольное украшение - семь сильно аллегорических фарфоровых групп на постаментах из полудрагоценных камней работы придворного ювелира курфюрста Саксонского Иоганна-Христиана Нойбера. Аллегория, к примеру, "Процветающей российской торговли" выглядела как босой мужчина с кайлом, голым торсом, кадуцеем и рогом изобилия, извергающим драгоценные камни.

    В войну 1812-го имение князя разграбили, дипломатический подарок считался утраченным. Фарфоровые композиции до наших дней не дожили. А вот подставка уцелела.

    Внимательно изучив артефакт, Людмила Будрина вскоре нашла вторую "подарочную" подставку Нойбера - в интернете, в Балтиморской коллекции Уолтерс. Она считалась, возможно, русской работой из уральских камней. Искусствовед связалась с Балтимором, обрадовав коллег тем, что определила происхождение предмета - до Нойбера и князя Репина.

    В 2012 две подставки из Парижа и Балтимора встретились на масштабной выставке шедевров Нойбера, которая прошла в Дрездене, Париже и Нью-Йорке.

    Там же экспонировался драгоценный столик, который в том же 1779-м курфюрст подарил французскому послу за те же заслуги. Столик одновременно являлся минералогической коллекцией: его мозаичная крышка набрана из полудрагоценных камней, которыми богата земля Саксонская. Буквально накануне Лувр приобрел этот предмет у наследников дипломата за 12,5 миллиона евро (эта цифра, в принципе, может дать представление о стоимости подставки, которая выставлена сегодня в ЕМИИ).

    Вскоре после этой международной выставки Людмила Будрина нашла третью подставку. В соцсети ей написал друг, московский коллекционер Александр Савинов. Прислал фотографии своей шкатулки. И - невероятно - шкатулка оказалась третьей подставкой из подарка князя Репнина.

    Вот так Будрина нашла еще одно основание, выполненное придворным ювелиром. Благодаря ее заслугам, предмет впервые выставили для публики в Екатеринбурге. Его подлинность подтвердили архивы, где нашлись эскизы дипломатического VIP-подарка.

    Подставка - гвоздь выставки - окружена архивными документами, фотографиями из Балтимора, Парижа и Саксонии, которые помогут зрителю представить путь ученого, который искал и нашел, казалось бы, навсегда потерянные артефакты.

    Драгоценных подставок, напомним, было семь, так что, возможно, Людмиле Будриной предстоят еще новые открытия. "Простор для мечтаний и надежд", - так она говорит о будущем.

    Поделиться