По словам настоятеля храма протоиерея Сергия Бабурина, даритель рассказал только о том, как собирал иконы. О деталях личной биографии он предпочел не распространяться.
- Мы можем предположить, что интерес к русской иконе у него возник после всего пережитого в годы Второй мировой войны, - сказал священник. - Ведь он провел в плену в России много лет. Но мы не знаем ни того, что он испытал, ни его внутреннего духовного пути. Как мне говорили многие немцы того военного поколения, многих покоряла сердобольность русских женщин. В любом случае для Клауса Шпенглера это не просто хобби. Он не только скупал на аукционах иконы, тем самым выручая их из плена. В своем доме для коллекции он отвел отдельную комнату.
В коллекции - 50 писанных на дереве икон и около 150 древнерусских литых образов. Треть из них - XVIII века, остальные - XIX. Как рассказал Клаус Шпенглер, самую первую икону в своей жизни он купил в качестве сувенира более 30 лет назад. Во время путешествия по Кипру ему приглянулась в одной сувенирной лавке современная, писанная в монастыре икона с изображением трех православных отцов Церкви. Следующим приобретением стала икона Богородицы с ярмарки коллекционеров и антикваров в Зауерланде. Образ произвел на него неизгладимое впечатление и побудил более интенсивно заняться изучением аспектов религиозного значения, историей икон и вопросами иконографии.
- Я обзавелся специальной литературой, начал посещать выставки икон, даже записался на курсы иконописи, правда, никаких фундаментальных навыков так и не приобрел, - продолжает Клаус Шпенглер. - Все это время я старался не упустить возможности найти русские иконы и купить их сравнительно недорого. Регулярно посещал антикварные магазины, ярмарки коллекционеров, галереи, выставки, контактировал с частными лицами. В течение многих лет, икона за иконой, собиралась моя коллекция, требовавшая немалых усилий и времени, но и дарившая мне много радости с каждой новой находкой.
Помимо писаных икон, коллекционера впечатлили многообразием изображений и сюжетов литые из металла образы. А чтобы быть уверенным в приобретении оригинала, а не репродукции, он каждый раз консультировался у специалистов. Со временем Клаус оборудовал иконную комнату у себя в доме в Мюнстере, где проводил немало времени. При этом родные оставались равнодушными к его увлечению. И накануне своего 90-летия он прагматично решил вопрос дальнейшего существования коллекции. Если иконы останутся в доме, после его смерти родные распродадут их. Если отдать собрание в музей, то большинство образов будет храниться в фондохранилище. Как сохранить коллекцию неразоренной? Мужчина посетил ряд русских православных церквей в Германии и после поисков остановился на храме святого Иоанна Кронштадтского в Гамбурге.
- Иконы разместились в достойной их предназначению обстановке, за что я очень благодарен. Пусть дарят радость смотрящим на них и укрепляют в них веру, - заключил коллекционер.