За последние три года объем бюджетных кредитов регионам значительно вырос. Это очень дешевый источник финансирования, однако соглашения с министерством финансов, в рамках которых территории получают эти средства, предусматривают соблюдение определенных условий.
"К 1 января 2017 года регионы должны были постепенно снизить дефициты до 10 процентов от налоговых и неналоговых доходов (ННД) и до 2022 года не наращивать этот показатель, - напоминает Елена Анисимова, старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). - Исключение, если в структуре источников финансирования присутствуют "иные источники" - средства от продажи акций и снижение остатков на счетах".
Размер рыночного долга к налоговым и неналоговым доходам также должен постепенно снизиться и составить 70 процентов, а в дальнейшем сокращаться еще по 10 процентов в год. Кроме того, соглашения содержат и ограничение по совокупному долгу, который не должен наращиваться.
Нарушение соглашения ведет к бюджетным мерам принуждения, а именно к возврату бюджетного кредита и вынужденному его замещению рыночным долгом. Поэтому, планируя бюджет, регионы все больше внимания уделяют финансовой дисциплине, а условия ненаращения долга не позволяют планировать рост дефицита, добавляет Анисимова.
В Волгоградской области с бездефицитным бюджетом пытаются прожить второй год подряд. В прошлом году попытка провалилась - пришлось вносить поправки. На сей раз региональные парламентарии вновь уравняли доходы с расходами.
"Бюджет напряженный. И если сравнивать с 2016 годом, то я считаю его еще более сложным, - комментирует член бюджетного комитета Волгоградской областной думы Владимир Ефимов. - Мы стараемся выполнить все требования минфина, сокращаем расходы, хотя это очень тяжелый и болезненный процесс. С точки зрения получения дополнительных доходов я настроен сдержанно-пессимистично. Если три года назад не было прорывных инвестпроектов, то откуда взяться дополнительным доходам сегодня?".
Чтобы добиться бездефицитности бюджета, в Волгоградской области приняли социальный кодекс, положения которого значительно сократили количество получателей разных выплат. Включен режим сильной экономии для таких сфер, как культура и спорт.
Бюджет Дагестана на 2017 год был впервые принят даже не бездефицитным, а с профицитом в 4,6 миллиарда рублей. Но это опять же не было связано с ростом сбора налогов или успехами республиканской экономики. На 2017 год довольно внушительно - на десять миллиардов рублей - увеличен объем федеральной помощи региону, ее общий размер составил 68 миллиардов рублей. При этом региону необходимо погасить бюджетный (1,7 млрд рублей) и коммерческий (2,9 млрд рублей) кредиты в соответствии с условиями соглашения с Министерством финансов России.
Власти республики не сомневаются, что это будет сделано, но как быть с другими статьями расходов? Республиканский бюджет не в состоянии покрыть многие социальные обязательства региона перед его жителями. "Российская газета" уже писала о том, что в Дагестане из-за отсутствия средств отменены субсидии по оплате жилья и услуг ЖКХ для многодетных семей, льготы по оплате детского сада, детского питания на молочных кухнях. Кроме этого, ветераны труда и другие категории льготников по несколько месяцев не получают положенных по закону пособий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В Нижегородской области бюджет на 2017 год стал первым бездефицитным за последние десять лет. По словам министра финансов региона Ольги Сулимы, добиться итогового профицита удалось в основном за счет роста доходной части - на 10 процентов по сравнению с 2016 годом. "В последние несколько лет мы много работали над инвестиционными проектами, давали льготы нашим предприятиям. Как результат - третий год подряд у нас стабильно растет налог на прибыль: от 19 до 30 ежегодно", - подчеркнула Сулима.
Также около 1,3 миллиарда рублей власти сэкономили в основном на индексации различных выплат, в том числе зарплат государственных и муниципальных служащих.
В четырех из девяти регионов Дальнего Востока также на этот год были приняты бездефицитные бюджеты. Причем в Магаданской, Амурской и Еврейской автономной областях это произошло впервые.
В Магаданской области, чтобы выдержать планку, решили усилить работу с неплательщиками налогов, повысить эффективность использования муниципального имущества, а заодно оптимизировать текущие расходы.
Один из способов оптимизации - опять же экономия на чиновниках. Госслужащим Колымы отменили ряд компенсаций и право на оплату из бюджета некоторых услуг. К примеру, они больше не получают доплату разницы между средним заработком и пособием по социальному страхованию, компенсацию за использование личного транспорта в служебных целях, единовременные субсидии на приобретение жилья, выплату 50 процентов стоимости санаторно-курортного обслуживания один раз в два года.
В Орловской области первый бездефицитный бюджет надеются исполнить, активизировав дополнительные источники финансирования. Речь идет о совершенствовании налогового администрирования, легализации зарплат, увеличении неналоговых поступлений за счет повышения эффективности работы государственных унитарных предприятий, уточнил Леонид Музалевский, председатель Орловского областного Совета народных депутатов:
Губернатор Ростовской области Василий Голубев, вступивший в должность в 2010 году, одной из стратегических целей администрации обозначил выход на бездефицитный бюджет к 2015 году. Но пока этого показателя так ни разу и не достигли.
Сегодня власти говорят о том, что к заветной "точке безубыточности" регион подойдет к 2019 году.
Многие эксперты справедливо отмечают, что заложенные параметры едва покрывают дефицит и в случае любого непредвиденного роста расходов, снижения налоговых поступлений или ускорения инфляции достичь этих показателей вряд ли удастся. Но минфин региона выступает оптимистом. Резерв скрыт в росте налоговых доходов, уверены чиновники. В ближайшие годы на проектную мощность выйдет целый ряд крупных заводов, которые открылись в минувшую пятилетку. У многих из них закончится льготный период по имущественным налогам. Кроме того, предприятия будут выпускать больше продукции, а значит, еще вырастет налог на прибыль организаций.
С прошлого года в регионе также начали сокращение расходов, не касающихся социальной сферы. Например, было объявлено об оптимизации аппарата управления правительства и расходов на его содержание. Оптимизация коснется и муниципалитетов. Например, мелкие села и хутора будут объединять в более мощные территориальные образования с меньшим количеством муниципальных служащих.
"В 2017 году, как и в прошлом, регионам удастся удержать рост расходов, потому что срок достижения целевых уровней зарплат бюджетникам был сдвинут на 2018 год, - говорит Елена Анисимова. - По нашим подсчетам, регионы сэкономили порядка 200 миллиардов рублей, а итоговый дефицит составил 2 миллиарда против 108 миллиардов годом ранее.
Однако в 2018-2019 годы в связи с тем, что Майские указы должны быть выполнены окончательно, ситуация с дефицитами региональных бюджетов может значительно ухудшиться, отмечает Анисимова. Сводный дефицит бюджетов уже в 2018 г. может составить 250-300 миллиардов рублей.