"Мы выставляем на торги усадьбы в разном состоянии, - поясняет "РГ" Соловьев. - Вот, например, "Гребнево" в Щелковском районе Подмосковья. Это усадьба князей Голицыных - объект культурного наследия федерального значения.
Построенная на рубеже XVIII-XIX веков, сейчас усадьба разрушается буквально на глазах. Мы много времени потратили на переговоры с госкорпорацией "Ростех", которая создает в Щелковском районе технико-внедренческую зону "Исток".
Это зона с особым инвестиционным климатом, которая будет специализироваться на разработке и производстве электронного оборудования. И разработчикам потребовалось включить туда какой-нибудь культурный объект.
Там нужно было создать выставочный комплекс. "Гребнево" как раз идеально подходило для этой роли, - продолжает собеседник "Российской газеты". - Оценена усадьба была в 180 миллионов рублей. Поначалу такая цена не смущала интересантов, но на сделку они так и не вышли. Теперь ищем новых потенциальных покупателей. Возможно, это будут китайцы. Вложили же они деньги в реставрацию усадьбы Старо-Никольское, которая находится в Новой Москве. И открыли там музей".
Еще один сложный объект, который сейчас в плане торгов, - усадьба "Никольское-Урюпино", расположенная всего в 9 км от МКАД по Новорижскому шоссе. Основана она была еще в XVII веке князьями Одоевскими.
В 1774 году усадьбу купил Голицын, владелец соседнего села Архангельское. "Изюминкой" ансамбля стал павильон "Белый домик", который искусствоведы сравнивают с шедеврами Версаля. По словам Соловьева, в "Никольском-Урюпино" есть арендатор, кроме того, на часть земель усадьбы претендует минобороны, у которого там расположена войсковая часть. Продать с такими обременениями усадьбу крайне сложно, учитывая при этом, что оценочная стоимость ее - 900 миллионов рублей.
Зато есть реальная надежда продать усадьбу "Перхушково" в Одинцовском районе. Одноименное село в старые времена было известной почтовой станцией, на которой останавливались и Николай Гоголь, и Александр Пушкин. В здешней усадьбе ночь без сна провел Наполеон, шедший со своей армией к Москве.
Владельцев частных усадеб в России пока лишь несколько десятков. Это, как правило, бизнесмены, которые хотят окупить вложения. А как это сделать, когда речь идет об охранных объектах, на которых любое новое строительство запрещено?
"Если брать городские усадьбы, то там после реставрации в первую очередь открываются отели и рестораны, - поясняет Вадим Соловьев. - Как, например, в купеческом особняке на Школьной улице в Москве, который мы продавали. Объект ушел очень быстро. Причем мы получили дополнительно 30 миллионов рублей. Сейчас в Иркутске продаем также купеческий дом - деревянное дореволюционное зодчество. Его будут использовать или под отель, или под офисы".
Конечно, отели далеко не везде будут востребованы. Детский лагерь, работающий на коммерческой основе, - еще один вариант использования. Как в усадьбе "Покровское-Засекино" в Одинцовском районе. Вполне возможно, как считает Соловьев, создавать в усадьбах и дома для одиноких пожилых людей.
Еще одно модное веяние - агротуризм. Развить его, используя потенциал старинных загородных резиденций, пытается известный миллиардер из Татарстана Алексей Семин.
Финансовое положение Семина пошатнулось с началом кризиса 2014 года, а потом произошла трагедия в торговом центре "Адмирал" в Казани, где погибли люди. После этого олигарх уехал во Францию. Однако от участия в воссоздании подмосковных усадеб не отказался. Сегодня подведомственные ему компании получили право аренды и приобрели в собственность с десяток усадеб. В конце 2015 года была завершена реставрация усадьбы Аигина в деревне Талицы Пушкинского района. Семин привез туда вещи из личной коллекции антиквариата - шкафы, столики, секретеры, диваны.
По словам людей, близко знающих олигарха, в отреставрированных поместьях он хотел создавать островки агрокультуры. В каждой усадьбе делать гостиницу и фермерское хозяйство по соседству, где производить экологически чистые продукты.
Структуры Семина продолжают возвращать к жизни усадьбы "Черкизово", "Пущино на Наре", "Тарасково". Весной прошлого года приступили к восстановлению усадьбы "Зенино" в Люберецком районе.
Еще один способ вдохнуть новую жизнь в бесхозные усадьбы, на поддержание которых у государства не хватает денег, предлагает Росимущество. В этом году ведомство планирует испытать новую систему торгов русских усадеб - с начальной стоимостью в один рубль.
Речь идет о совсем запущенных владениях, которым требуется серьезная реставрация. Интерес и к таким объектам будет, уверены в Росимуществе, и по итогам торгов их стоимость может возрасти многократно. Однако эксперты скептически оценивают перспективы данного проекта.
- Москва и область - это все-таки отдельная история, а у нас же множество по-настоящему провинциальных усадеб, - делится своим видением проблемы сохранения старины руководитель Центра усадебного наследия при институте всемирного наследия им. Лихачева Вера Стерлина. - Мы недавно обследовали 37 регионов Европейской части России, там насчитали 2200 усадеб. Но восстановить в каждом регионе можно 15-20 усадеб. По мнению Стерлиной, на удаленные от цивилизации памятники истории и культуры очень сложно найти покупателей.
"Есть опасность их вообще потерять, - говорит эксперт. - Я считаю, что удаленные усадьбы, требующие серьезного восстановления, могут заинтересовать на торгах различного рода земельных спекулянтов. Они будут приобретать их не с целью вдохнуть новую жизнь, а с целью перепродать. Охранные обязательства сегодня довольно лояльны".
А вот для того, чтобы старинные усадьбы заинтересовали меценатов, нужна целая программа поддержки. Прежде всего, по мнению Стерлиной, в развитии усадебного наследия должны быть заинтересованы региональные власти. "Если воссоздать в глубинке островок русского дворянства или купечества, проложить к нему туристический маршрут, вся округа заживет, - рассуждает Стерлина. - Это уже занятость для всего местного населения. Но меценатам нужно помогать. Почему бы, например, региональным властям не подвести к старинным усадьбам коммуникации, проложить дороги? Вот это будет по-настоящему эффективная помощь со стороны государства".