Очевидно, что в цифровом пространстве необходимо согласовывать правила одновременно с правилами в нашем обычном физическом мире. Это поможет реальному сектору экономики.
До конца мая должен быть разработан проект "Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС". О его подготовке "Российской газете" рассказала член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине Минасян.
С каких практических шагов начнется цифровая реформа?
Карине Минасян: Первые шаги уже сделаны. Например, создается Интегрированная информационная система Союза, которая предполагает межгосударственное электронное взаимодействие и информационно-аналитическую поддержку уполномоченных органов государств-членов. Уже запущен 31 общий процесс в рамках системы, в первом полугодии должны быть введены в действие еще 10, затрагивающих общие и единые реестры в сфере таможни, медицинских изделий, транспорта и финансов.
Все страны - члены ЕАЭС осознают необходимость перейти к преимущественному использованию электронного документооборота при взаимодействии друг с другом. Например, это один из основных принципов нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Но цифровая повестка ставит перед нами кардинально иной вопрос: как перейти уже от документооборота к обороту данных. Это жизненно необходимо, потому что снижает издержки экономики.
Наша цель - создание цифровой платформы Союза и развитие на ее основе цифровой экосистемы оказания межгосударственных услуг гражданам и предпринимателям ЕАЭС, расширение обмена данными между органами власти стран-участниц и развитие экономики на основе получения пользы от этих данных для экономических субъектов.
По каким направлениям идет подготовка цифровой повестки?
Карине Минасян: Предварительно мы выработали четыре направления - трансформация отраслей и кросс-отраслевая трансформация, трансформация рынков (товаров, услуг, капитала и труда), изменение управления и развитие цифровой инфраструктуры с обеспечением доверия и безопасности. Трансформация не происходит сама собой, либо мы будем участвовать в формировании вектора изменений, либо этот вектор будет задаваться более сильными игроками.
Конкретные предложения от сторон и от ЕЭК уже есть?
Карине Минасян: Пока они формируются (в разной степени готовности), но в ходе обсуждения цифровой повестки представители стран Союза неоднократно говорили о цифровой кооперации, об объединении усилий в совершенствовании наработок, которые у них уже есть.
Какие отрасли затронет цифровизация?
Карине Минасян: Мы нацелены на реализацию проектов, которые снимают барьеры во взаимной и международной торговле, уменьшают издержки, связанные с транспортно-логистической и энергетической системами, формируют через цифру кооперационные связи в существующих индустриях и так далее.
Если это реально проект цифровой трансформации, а не простая автоматизация бизнес-процессов, то в любой отрасли следует ожидать существенного эффекта. Так, по оценкам экспертов, переход к "цифровой железной дороге" позволит повысить ее эффективность на 40 процентов.
Какую роль будет играть ЕЭК?
Карине Минасян: Комиссия сможет помочь в создании среды для выбора лучших практик, выращивания рабочих механизмов, инструментов. Сейчас мы в начале пути, создана рабочая группа высокого уровня под руководством председателя Коллегии. Механизм общей координации уже начинает работать: и между странами, и между отраслями.
Очевидно, что в условиях столь быстрых изменений, которые происходят в мире, мы должны сократить путь от замысла проекта до его реализации. При этом, поскольку на наднациональный уровень уже завязаны многие направления в сфере регулирования, то комиссия может облегчить процесс трансформации, чтобы созданные общие правила не тормозили изменения.
Вы присматриваетесь к опыту других стран? Например, у ЕС огромный опыт построения электронного государства.
Карине Минасян: Опыт Евросоюза очень интересен, потому что мы понимаем, насколько сложно работать с таким количеством стран, какое входит в ЕС, в одном русле.
Опираясь на цифровое пространство, выстроенное на партнерских отношениях в интересах стран, бизнеса и граждан, как мне кажется, мы имеем реальные шансы для реализации замысла единого пространства от Лиссабона до Владивостока. Нам необходим диалог.
Глобальные процессы цифрового развития открывают широкие возможности сотрудничества. И оно может стать хорошей основой для многосторонней гармонизации процессов цифровых трансформаций, которые принесут в будущем ощутимые дивиденды участникам и ЕАЭС, и ЕС.