Новгородские власти много раз пытались закрыть этот торг, но всякий раз натыкались на вопрос: а где здесь еще работать? Каждая точка в среднем продает по 20-50 пирогов в день, пекут их на домашних кухнях. Выходит иногда 7-10 тысяч руб. в месяц. В Крестцах это значительные деньги.
За столько лет никому не пришло в голову стандартизировать придорожный сервис, субсидировать создание легальных рабочих мест и спокойно стричь налоги.
Специальных исследований потребности автомобилистов в комфортной инфраструктуре никто не проводил. Неизвестен и потенциальный финансовый оборот придорожного питания. Это бизнес чаще теневой, данными делятся неохотно. Но если взять трассу М-10 на Петербург, то ежесуточно по ней проходит около 60 тыс. машин. Мой личный средний чек на питание в пути составляет 300 руб. Даже если в каждом автомобиле едет один человек, оборот придорожного питания на трассе М-10 может быть не менее 18 млн руб. в сутки. А машин с одним водителем раз-два и обчелся. Итого 36 млн. В сутки. Более миллиарда в месяц. Только на одной, не самой длинной, трассе.
С начала 90-х годов вдоль дорог стали появляться шашлычные с однообразными названиями "Прибой", "Каспий", "Баку" с удобствами "за углом в домике". Затем наступило время сетевых бензоколонок с барами, где есть горячий чай, кофе, выпечка. Но если не считать этих редких и не всем подходящих сетевиков, питание вдоль трасс по-прежнему остается мелким со всех точек зрения бизнесом населения, не нашедшего себе иного занятия.
В последнее время что-то стало меняться. Группа компаний, известная своими кофейнями, на трассе Санкт-Петербург - Москва реализует идею нового формата придорожных ресторанов. На "голой" площадке отдыха появились дизайнерские здания кафе со спортивными площадками, брусьями, турниками для разминки. Богатое меню, включая детское, много свежих овощей, фруктов и мяса, свежеиспеченный хлеб. Вся еда - "из-под ножа". Кухня за стеклом, все видно. Расчеты по банковским картам, бесплатный Wi-Fi.
На трассе М-4 "Дон" тоже строится подобный ресторан. Впереди строительство на трассах "Украина", "Беларусь", ЦКАД, "Шелковый путь".
Это выгодно местным властям - налоги. Плюс рабочие места. Для фермеров выгодно тоже: компания заинтересована в местном, свежем продукте. Перед автотуристами может раскрыться и продовольственная карта России с ее местными оттенками и вкусами.
Если вы направляетесь в дальнее путешествие на машине и намерены сократить расход лекарств "от живота", туалетной бумаги, быть сытым, довольным, не терять времени, нервов, денег, нужно постараться записать в блокнот несколько правил поведения автопутешественника в дороге.
Итак, страничка первая, начинается со слова
Не берите готовые бутерброды, особенно с вареной колбасой, рыбой, отварным мясом, куриные яйца, крупные помидоры и огурцы, ничего молочного, литровые и более бутыли с водой. Почему? Чем дольше в пути, тем теплее в машине. На север вы едете или на юг - неважно. При всем прогрессе холодильник с собой берет не каждый, продукты согреваются, и к моменту, когда ощущается желание перекусить, они не должны быть сомнительны.
А что же есть? Читайте на второй странице:
В детстве мы - трое детей и папа с мамой - каждый год отправлялись "на юг". Согласно отработанному ритму движения большой привал на обед был один, как правило, в поле на брезенте. Все "перекусы" каждые два-три часа проходили на обочине, чтобы быстро размяться и не терять золотого времени отпуска.
Что было "в закромах"? Во-первых, отдельная канистра для мытья рук с мылом. У каждого в бумажном пакете (он "дышит") маленький помидор, маленький огурец, плавленый сырок, две-три сухие галеты или хлебца, жареные пирожки с картошкой и луком, яблоко, несколько сушек, перепелиное яйцо, пара конфет. Чай из большого китайского термоса. Потом появились маленькие термосы и маленькие емкости воды - с ними в пути сложнее облиться.
Почему перепелиное яйцо и маленький помидор? Черри в то время еще не изобрели, а большой помидор всегда грозил протечь на рубашку или штаны. Куриное яйцо было на четыре укуса, и его неудобно положить. Оттого продукты подбирались, чтобы не откусывать, а сразу положить в рот.
Третья страница для прочтения после еды. Бумажный пакет - уже с мусором - укладывается в багажник и едет там до ближайшей помойки. На худой конец, сжигается дотла во время очередной остановки.