Как поесть в дороге без вреда для здоровья, бюджета и окружающей среды

Последние годы я часто за рулем езжу по трассе М-10 Москва - Санкт-Петербург. Расстояние не особо дальнее - всего 700 километров, однако правило остановиться и перекусить через каждые два-три часа чту в целях безопасности. Один раз ради интереса притормозил в начале Новгородской области возле знаменитого "пирогового торга" в поселке Крестцы. Десятки прилавков с дымящимися самоварами, женщины торгуют пирогами с начинками от мяса до грибов, доставая их из закутанных одеялами колясок и ящиков, чай в пластиковых стаканчиках. И все это прямо на пыльной обочине. Остановился из желания поддержать отечественного предпринимателя. Купил, откусил, но есть не стал.

На обочине

Новгородские власти много раз пытались закрыть этот торг, но всякий раз натыкались на вопрос: а где здесь еще работать? Каждая точка в среднем продает по 20-50 пирогов в день, пекут их на домашних кухнях. Выходит иногда 7-10 тысяч руб. в месяц. В Крестцах это значительные деньги.

За столько лет никому не пришло в голову стандартизировать придорожный сервис, субсидировать создание легальных рабочих мест и спокойно стричь налоги.

Миллиард на дороге

Специальных исследований потребности автомобилистов в комфортной инфраструктуре никто не проводил. Неизвестен и потенциальный финансовый оборот придорожного питания. Это бизнес чаще теневой, данными делятся неохотно. Но если взять трассу М-10 на Петербург, то ежесуточно по ней проходит около 60 тыс. машин. Мой личный средний чек на питание в пути составляет 300 руб. Даже если в каждом автомобиле едет один человек, оборот придорожного питания на трассе М-10 может быть не менее 18 млн руб. в сутки. А машин с одним водителем раз-два и обчелся. Итого 36 млн. В сутки. Более миллиарда в месяц. Только на одной, не самой длинной, трассе.

Что имеем

С начала 90-х годов вдоль дорог стали появляться шашлычные с однообразными названиями "Прибой", "Каспий", "Баку" с удобствами "за углом в домике". Затем наступило время сетевых бензоколонок с барами, где есть горячий чай, кофе, выпечка. Но если не считать этих редких и не всем подходящих сетевиков, питание вдоль трасс по-прежнему остается мелким со всех точек зрения бизнесом населения, не нашедшего себе иного занятия.

Из-под ножа

В последнее время что-то стало меняться. Группа компаний, известная своими кофейнями, на трассе Санкт-Петербург - Москва реализует идею нового формата придорожных ресторанов. На "голой" площадке отдыха появились дизайнерские здания кафе со спортивными площадками, брусьями, турниками для разминки. Богатое меню, включая детское, много свежих овощей, фруктов и мяса, свежеиспеченный хлеб. Вся еда - "из-под ножа". Кухня за стеклом, все видно. Расчеты по банковским картам, бесплатный Wi-Fi.

На трассе М-4 "Дон" тоже строится подобный ресторан. Впереди строительство на трассах "Украина", "Беларусь", ЦКАД, "Шелковый путь".

Это выгодно местным властям - налоги. Плюс рабочие места. Для фермеров выгодно тоже: компания заинтересована в местном, свежем продукте. Перед автотуристами может раскрыться и продовольственная карта России с ее местными оттенками и вкусами.

Из блокнота путешественника

Если вы направляетесь в дальнее путешествие на машине и намерены сократить расход лекарств "от живота", туалетной бумаги, быть сытым, довольным, не терять времени, нервов, денег, нужно постараться записать в блокнот несколько правил поведения автопутешественника в дороге.

Итак, страничка первая, начинается со слова

Никогда

Не берите готовые бутерброды, особенно с вареной колбасой, рыбой, отварным мясом, куриные яйца, крупные помидоры и огурцы, ничего молочного, литровые и более бутыли с водой. Почему? Чем дольше в пути, тем теплее в машине. На север вы едете или на юг - неважно. При всем прогрессе холодильник с собой берет не каждый, продукты согреваются, и к моменту, когда ощущается желание перекусить, они не должны быть сомнительны.

А что же есть? Читайте на второй странице:

Что в бумажном пакете

В детстве мы - трое детей и папа с мамой - каждый год отправлялись "на юг". Согласно отработанному ритму движения большой привал на обед был один, как правило, в поле на брезенте. Все "перекусы" каждые два-три часа проходили на обочине, чтобы быстро размяться и не терять золотого времени отпуска.

Что было "в закромах"? Во-первых, отдельная канистра для мытья рук с мылом. У каждого в бумажном пакете (он "дышит") маленький помидор, маленький огурец, плавленый сырок, две-три сухие галеты или хлебца, жареные пирожки с картошкой и луком, яблоко, несколько сушек, перепелиное яйцо, пара конфет. Чай из большого китайского термоса. Потом появились маленькие термосы и маленькие емкости воды - с ними в пути сложнее облиться.

Почему перепелиное яйцо и маленький помидор? Черри в то время еще не изобрели, а большой помидор всегда грозил протечь на рубашку или штаны. Куриное яйцо было на четыре укуса, и его неудобно положить. Оттого продукты подбирались, чтобы не откусывать, а сразу положить в рот.

Только твое

Третья страница для прочтения после еды. Бумажный пакет - уже с мусором - укладывается в багажник и едет там до ближайшей помойки. На худой конец, сжигается дотла во время очередной остановки.