10.05.2017 21:50
    Поделиться

    На Бродвее поставили мюзикл "Анастасия"

    В театре Broadhurst на Бродвее начались премьерные показы мюзикла "Анастасия". Билеты на шоу, рассказывающем легенду о выжившей дочери русского царя, вовсю продаются уже на 2018 год. Об этом рассказал обозревателю "РГ" Дмитрий Богачев, который знаменит в России тем, что ставит в нашей стране мюзиклы, созданные в Европе и Америке. Задумав "Анастасию", продюсер запустил обратный ход.

    Как пришла в голову идея? Еще в 2011 году, просмотрев раз двадцатый с семьей, женой Анастасией (кстати) и детьми, знаменитый мультфильм, Богачев решил - пора! Разработал концепцию и первоначальную версию сценария и собирался поставить мюзикл в Москве в 2013-м, как раз к 400-летию Дома Романовых. Привлек к работе известнейшего драматурга Терренса Макнелли, композитора Стивена Флаэрти и поэтессу Линн Аренс.

    Однако уже в 2012-м концепция поменялась. За идею - после успешной читки - ухватились на Бродвее. Так возникла премьерная постановка в США, а в Россию мюзикл планируют привезти осенью 2018 или 2019 года. Неделю назад пришла новость, что мюзикл "Анастасия" представлен в двух номинациях на престижную премию Tony. Также в девяти номинациях он фигурирует в листе премии Drama Desk Award. А чуть ранее "Анастасия" была выдвинута в 13 номинациях на театральную премию Outer Critics Circle Awards. В чем причина столь высокой оценки мюзикла на российскую тему, попыталась понять обозреватель "РГ".

    1. История

    Дело не в том, что дорога ложка к обеду, то есть к 100-летию революции 1917 года. История чудом выжившей дочери русского царя до сих пор будоражит воображение всего мира. Напомним, что когда студия Fox выбирала в 1997 году между созданием мультипликационной версии к фильму "Анастасия" 1956 года (Ингрид Бергман за него получила "Оскара") или к мюзиклу "Моя прекрасная леди", то остановилась на первом и не прогадала. Мультфильм заработал в прокате 140 млн долларов, получил по две номинации премии "Оскар" и "Золотой глобус" за лучшую песню, а Анастасия по популярности на какое-то время превзошла, скажем, Русалочку и Белль из "Красавицы и чудовища".

    Канва нового бродвейского мюзикла взята именно из мультфильма. Но в нем нет линии злодея и колдуна Распутина. Зато показана царская семья - вначале сцена реальная, потом Романовы являются героине видениями. Придворная аристократия, на первый взгляд, выглядит странно - женщины в кокошниках, мужчины в шапках с опушкой. Но, как выясняется, историю создатели изучили основательно - в спектакле показан знаменитый "Русский бал" 1903 года, когда Романовы и их гости нарядились в костюмы XVII века (эпохи Алексея Михайловича).

    Лубок, который для российского зрителя может быть смешным или раздражающим, в спектакле тоже присутствует. Водка, икра, западная манера произнесении русских имен "Анья", "Настья", "Гльеб". Но все это может отвлечь соотечественников ненадолго. Автор либретто Терренс Макнелли говорит, что эта условность на Бродвее необходима для зрительского восприятия России - главного места действия. На вопросы обозревателя "РГ" - не было ли соблазна показать сцену расстрела более эмоционально и почему в постановке все же нет Распутина, который присутствует в анимационном фильме, Терренс ответил, что в соответствии с замыслом постановка должна была быть исторически правдоподобной, и место сказочного злодея занял вполне реалистичный антагонист Глеб Ваганов - сотрудник НКВД, сын одного из свидетелей расправы над царской семьей в Екатеринбурге, считающий своим долгом завершить большевистское правосудие над внезапно объявившейся дочерью Николая Романова. А что касается сцены самого расстрела, то для красивой легенды она была бы явно лишней. Все-таки мюзикл "Анастасия" - это не историческая драма.

    2. Актеры

    Афроамериканцы среди революционеров и в окружении царской семьи тоже в итоге не мешают восприятию. Хотя, когда появляются вначале - изумляют. Зато актеры любого цвета кожи играют так (как, впрочем, и везде на Бродвее), что хочется разглядеть их поближе - где же спрятан такой механизм, что позволяет им так технологично и при этом трогательно двигаться, петь, танцевать, произносить текст и не уставать при этом - даже дыхание не сбивается. "Где у вас батарейка", - в шутку спрашиваю их. "Это вы, зрители, нас подзаряжаете", - смеются в ответ.

    Эти же актеры снимаются, и довольно успешно, в американских сериалах и в кино. Так, например, вдовствующую императрицу Марию Федоровну играет Мэри Бет Пейл - российские зрители знают эту актрису по сериалам "Хорошая жена" или "Закон и порядок" или по фильмам "Зеркала" и "Стэпфордские жены". В "Анастасии" она - лучшая. Осанка. Манеры, голос - перепевает всех! Не зря в начале мая, когда объявили номинации на премию Tony, Мэри Бет Пейл была заявлена как претендентка на лучшую женскую роль второго плана за работу в "Анастасии".

    Джон Болтон - Владимир в постановке - также активно снимается (та же "Хорошая жена", "Сплетница", "Аббатство Даунтон" и других). Смеется в разговоре, что обычно играет офисных клерков в костюме и при галстуке или полицейских. А тут для мюзикла специально даже бороду отпустил. Вначале совсем дикую, но потом привел ее в порядок. Его персонаж в мюзикле - комический, и с Кэролайн О’Коннор ("Мулен Руж"), которая играет графиню Лили, они составляют классическую опереточно-водевильную пару, каких на российской сцене не видно уже давно.

    Кристи Алтомар - исполнительница роли Ани-Анастасии - певица, которая сама пишет песни, как кинозвезда пока не состоялась. Поэтому вся ее энергия тут - на сцене. До этого она сыграла Софи в знаменитом мюзикле "Мамма Миа", например. Актриса свежа и работает с полной отдачей. Кастинг на роль Анастасии, который состоял из сотен претенденток, выиграла неожиданно для себя, и образ нашей страны для нее полон романтики. В разговоре с ней удалось сформулировать, почему же все-таки ее героиня пользуется такой популярностью? Потому что дает надежду, что можно выжить даже в самые страшные времена - такова легенда о царской дочери.

    Партнер Анастасии - красавец Дерек Клена - играет Дмитрия (не знают тут постановщики и авторы русского "Митя"). Вот он участвовал в телешоу American Idol и, несмотря на молодость, уже имеет большой послужной кино- и сериальный список: "База Куантико", "Люди будущего", "Дневники Кэрри", "Закон и порядок" и другие. Участвовал и в мюзиклах - классический принц, которых так всегда не хватает.

    Но особенно харизматичен в "Анастасии" тот самый антагонист Глеб Ваганов - один из лучших "призраков" на Бродвее (имеется в виду "Призрак оперы"), исполнитель роли Жана Вальжана в мюзикле "Отверженные". Актер Рамин Каримлу - иранского происхождения, номинант на все престижные премии, в свое время заявил, что, если не получит роль в мюзикле, то все бросит и станет… полисменом.

    3. Музыка

    Кроме того, что в мюзикле используются старые любимые мелодии из мультфильма 1997 года, в него добавлено 16 новых композиций. Выходя из зала, поешь еще несколько дней. Но главными хитами остались темы из мультфильма - любимая мелодия "Однажды в декабре" (Once upon a December), "Пересекая мост" (Crossing a Bridge) и "Путешествие в прошлое" (Journey to the Past).

    Новинки - прежде всего все арии нового персонажа Глеба Ваганова, дуэты Дмитрия и Глеба с Анастасией. А также - заслуживающая большого внимания сцена в Парижской опере, во время которой звучит не "Спящая красавица" Петра Ильича Чайковского, как в мультфильме, а "Лебединое озеро", в которое органично вплетены темы главных героев, включая вальс "Однажды в декабре". Происходящее на сцене Парижской оперы между главными героями балета принцем Зигфридом, Одеттой и злым гением передает напряжение и отражает мысли главных героев мюзикла - Дмитрия, Анастасии и Глеба.

    4. Сценография

    Сценическое решение спектакля дополнено реалистичными проекциями. Однако проекции проекциям рознь. Тут они к месту, поскольку большая часть декораций - огромные окна, за которыми то снег, то дождь, то легкие облака. Когда случается революция, окна обагряются красным, а затем над сценой возникает величественный Зимний дворец с красным флагом наверху. Однако самое сильное впечатление - это гигантский архив НКВД на Гороховой, куда Глеб вызывает "самозванку" Аню-Анастасию. А также - карта новой России.

    В спектакле два действия. Первое происходит в Ленинграде, второе - в Париже. На проекции сделан основной упор в первом, во втором уже "играют" декорации. И если стоит вопрос - отмечать ли особо в этом бродвейском шоу режиссерскую работу, то с оформительским мастерством - все понятно. Во втором отделении есть сцена в театре, о которой уже упоминалось выше, и ее решение выполнено очень удачно, хотя сам ход и не нов.

    5. Костюмы

    Отдельная номинация на премию Tony. И есть за что! О нарядах царской семьи написано выше, и они - лучшие, что есть в мюзикле "Анастасия", и достойны попадания в музей. То, как одеты революционеры в первом отделении, - лишь "затравка" ко второму - вот тут, в Париже, на балах и в ночных клубах, мужские и женские платья - простор фантазии дизайнера обладателя Tony Линды Чо. Конечно, в этом ряду №1 - платья самой Анастасии и вдовствующей императрицы. Обе одеты так, как им положено по статусу. Добавьте к этому облачения придворных, парижских модниц, танцоров из "Лебединого озера" - ни один мультфильм и фильм не передаст красоту нарядов так, как реальный театр. И, кстати, в "Лебедином озере" особо хочется отметить костюм злого колдуна.

    Между тем

    Русский след в нынешнем сезоне на Бродвее особенно ярок. Так, например,  зрителей и критиков покорил новый мюзикл "Наташа, Пьер и Великая комета" (Natasha, Pierre & The Great Comet). Как нетрудно догадаться, он поставлен на основе романа "Война и мир" Льва Толстого. В роли Пьера Безухова выступает музыкант и мегазвезда Джош Гробан - только ради него уже стоит пойти на спектакль. А в роли Наташи Ростовой - находка режиссера - афроамериканка Дэни Бентон. Этот мюзикл номинирован на Tony 12 раз. Результаты узнаем уже в начале  июня. А еще в одном новейшем мюзикле Бродвея "Чарли и шоколадная фабрика" одна из девочек-конкурентов главного героя за "шоколадный" приз и ее мама стали русскими.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ-Неделя"

    Поделиться