Это документ так называемого "верхнего уровня", то есть за ним последуют различные программы правительства, которые должны быть разработаны уже в этом году. Тем не менее в стратегии отражены многие вопросы, которые волнуют всех, кто пользуется Интернетом. Например, как идентифицировать плательщиков в Сети? У человека должна быть уверенность, что в новом информационном мире, когда он использует интернет-банкинг, его деньги дойдут по адресу, а он получит товар или услугу так, как в обычном магазине, расплачиваясь наличными, пояснил в беседе с "РГ" президент Фонда информационной демократии Илья Массух.
В предыдущей стратегии информационного общества, которая отменена указом президента, ничего не было про развитие онлайн-банкинга, так как она писалась в 2008 году, а тогда о Яндекс-деньгах мало кто слышал.
Предыдущая стратегия имела больше прикладной характер, речь шла об информационных технологиях (ИТ) в разных сферах и о развитии государственных услуг.
В новом документе отражены и те тенденции, которые существуют сейчас и есть задел до 2030 года. Так, про интернет-торговлю много говорилось, в частности, на одном из недавних госсоветов.
И в стратегии есть как раз пункт про то, что все товары, которые мы заказываем в интернет-магазинах, должны быть обязательно сертифицированы, а платежи за них проходить через платежные системы, которые зарегистрированы в России.
Также новая стратегия учитывает ситуацию в мире. И в ней прописана необходимость развития отечественных технологий в области цифровой экономики и ИТ-отрасли.
Уделено серьезное внимание электронной демократии. Даже затронута тема и жалоб граждан в электронном виде.
Сейчас уже идет разработка ресурса, который будет их аккумулировать.
Много уделено безопасности взаимодействия, добавил Массух, безопасности данных и непосредственно безопасности инфраструктуры, а также тому, какие нужно развивать технологии для устойчивости систем связи.
Значимым для дальнейшего регулирования информационного пространства является то, что впервые в законодательном акте дается определение "цифровой экономики", подчеркнул глава Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
В документе, кстати, есть очень романтичный термин - туманные технологии. Что это? Туманные вычисления - это взаимодействия между смартфонами и датчиками. Они отличаются от уже привычных для нас облачных технологий (обработка данных серверами где-то в Интернете). Здесь нет участия больших вычислительных мощностей. Туманные технологии - это когда идет обработка на устройствах сбора информации, девайсах, которые носят граждане. А датчики, например, обмениваясь информацией о температуре воздуха, решают, включать отопление или нет. И это все работает вне больших центров обработки данных - "в тумане".
И здесь важно прописать вопросы безопасности, но учесть то, что экономика давно уже стала цифровой и ограничивать, запрещать - не самый лучший вариант. Сейчас уже идет разработка программы цифровой экономики. И это, можно сказать, подготовка к реализации стратегии, отметил Массух.
Программу развития цифровой экономики РФ до 2025 года разрабатывает минкомсвязь. В ней пока девять направлений, но их может быть и больше, говорил ранее глава минкомсвязи Николай Никифоров. Летом этого года она должна быть представлена президенту.
Среди направлений, в частности, система управления самой программой, "Повышение эффективности госуправления с помощью цифровизации", "Здравоохранение", "Образование", "Умный город", "Инфраструктура". Многие спорят, за счет каких средств ее будут реализовывать. Такой же вопрос возникает и по источниками финансирования стратегии.
По мнению советника президента Германа Клименко, главное разработать протокол исполнения. При этом надо учесть, что времени у нас мало. "Мы потратили на телемедицину и розничный экспорт 1,5 - 2 года. И это недопустимая история, если мы хотим куда-то ехать. Цифровая экономика инвестиционноемкая и самое главное сроки. Если мы будет принимать законы, постановления, решения об экспериментах с такой скоростью, как с телемедиционой, то мы отстанем. Здесь нужно штурмовать пятилетку за три года", считает он. Возможно, стратегию будут реализовать в рамках проектов, добавил он.
Про медиаграмотность, насыщенность мира вокруг нас информацией тоже есть в документе. Как будет выглядеть информационный мир, куда пойдут СМИ?
Сегодня любой универмаг практически стал медиа. У него есть сайт, там выдают новости о колбасе, как купить, как доставить. Мы все переместились в коммуникационную сферу. Можно сказать, что мы живем в обществе информационного "обжорства", считает председатель Общественного совета при Минкомсвязи России Андрей Быстрицкий. Количество СМИ, источников информации очень много. Это и есть информационное общество. Конечно, возникает вопрос: какая может быть навигация в этой среде, когда миллион сайтов, в каждой соцсети десятки тысяч страниц.
"Мы живем в очень сложно-пересеченном коммуникационно-информационном обществе, - говорит Быстрицкий, - Мы считаем, что все знаем. Но на самом деле, оказывается, мы очень ограниченны, мы знаем немного и нуждаемся в дальнейшем развитии нашего знания". Вот такой вызов дня. И не регулировать эту сферу нельзя, предупреждает эксперт. Парадоксально, замечает он, чем больше источников информации, тем больше появляется диффузии в обществе. Выясняется, что у каждого своя информация, люди читают тех, кто им симпатичен. И появляются замкнутые сообщества, которые питаются небольшими порциями информации.
На выборах в США, приводит пример Андрей Быстрицкий, были информационные сообщества, которые хотели слышать только положительное про Дональда Трампа). То есть человек читает только то, что ему нравится, и для него не важно - правда это или фейк. Фальшновостей стало очень много и не понятно, как их отличать от настоящих.
Должны появиться общие медиа, которые станут источниками общей платформы знаний. И многие уже говорят о журналистском ренессансе в этой связи. Профессиональные общественные СМИ будут выступать агрегаторами информации из соцсетей, блогов, мессенджеров, и перерабатывать их в разных формах, выдавать в виде продукции, которая будет потребляться существенной частью общества, прогнозирует эксперт. И тогда иерархия потребления новостей должна восстановиться. В противном случае общество распадется, прогнозирует он.
И одна из задач стратегии - не допустить этого.