Не грози белому либералу

Чернокожим, как известно, в Америке до сих пор живется тяжко. Проклятые белые то и дело норовят какую-нибудь подлость сотворить. То "Оскаров" недодадут, то в темном переулке задушат. Последний пример - из открывающей сцены триллера Джордана Пила "Прочь". Который вообще-то совсем не о таких проявлениях расизма. А о куда более изощренных.

Афроамериканский юноша-фотограф собирается в гости к родне своей европеоидной пассии. Проживает родня в уютном домике близ лесочка, посреди живописной пасторали. И вроде все такие дружелюбные, толерантные, за Обаму бы, говорят, в третий раз проголосовали, если б можно было. Только прислуга у них колером заметно темнее, что, впрочем, легко оправдывается: они, мол, нам как семья, вы не подумайте ничего такого.

Но странности тем временем все накапливаются. Матушка, скажем, практикует гипноз, с помощью которого как будто невзначай, но весьма настойчиво грозится юношу от вредной привычки избавить. От курения то есть. Потом прислуга эта как-то пугающе себя ведет. Один по ночам круги галопом наматывает, другая при разговоре смеется и плачет одновременно. Но то ли еще будет. На следующий день прибывают многочисленные друзья семьи. И тогда-то настоящие странности и начнутся. С научно-фантастическим поворотом и кровавым исходом.

Джордан Пил клятвенно заверяет, что ни разу не смотрел "Ключ от всех дверей". Однако это отнюдь не мешает его дебютному полному метру быть "черной" версией фильма Иэна Софтли. И кучи других классических хорроров-триллеров. Любителю оных тут раздолье: знай себе подмечай знакомые черты. Тут Полански пробежал, из тех вон кустов уши Ханеке торчат, а этот помет не иначе как Кроненберг оставил, мимо пролетая. Притом все эти аллюзии так лихо в историю вворачивается, так гладко у Пила выходит твистовать каждые пять минут, так он беспощадно атмосферу нагнетает, что это почти заставляет забыть, о чем на самом деле фильм.

Тема расизма, основополагающая в "Прочь", имеет иную природу, чем в любом из оскаровских номинантов сего года. У Джордана Пила негров не ненавидят и не считают людьми второго сорта, а вовсе даже наоборот. Белые богатые злодеи - по сути, обычные утилитаристы, и природа их злодейства происходит не из того факта, что они белые, а из того, что они - богатые и зажравшиеся. Грубо говоря, они делают то, что делают, потому что злые и могут. Ничего личного.

Тем не менее Джодан Пил эксплуатирует именно проблему извечного межрасового конфликта в США. Не нужно, наверно, уточнять, какую сторону он в этом конфликте занимает, но, по крайней мере, в иронии ему не откажешь. До граней, за которые заходит Тарантино, он, конечно, и близко не доходит, однако забирается достаточно далеко, чтобы картина не воспринималась слишком серьезно. В первую очередь это действительно редкой изобретательности (несмотря на заимствования), цельности и удельной напряженности комедийный триллер, использующий главную идею в качестве мотора для саспенс-машины, которая мчится крутыми зиг-загами и к финишу приходит изрядно запачканная алыми брызгами.

4.0