Придуманный как самый представительный в стране фестиваль спектаклей для детей, "Арлекин" охватывает все жанры, кроме кукольного. СТД России стал учредителем "Арлекина", поддержку оказывают Министерство культуры РФ, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское отделение СТД... В этом году помимо 6 конкурсных и 6 внеконкурсных спектаклей можно было увидеть несколько специальных проектов. Прежде всего - итоги режиссерской лаборатории "В театр на самокате", в которой участвовали студенты Российского института сценических искусств. Это были читки и спектакли, созданные на материале новых произведений современных авторов, в инсценировках студентов-драматургов (курс Натальи Скороход) и в постановке студентов-режиссеров (курсы Анатолия Праудина и Геннадия Тростянецкого). Самым ярким оказался спектакль-бродилка в режиссуре Ивана Заславца (мастерская Тростянецкого). Его работа совместно с автором инсценировки Элиной Петровой по книге "Волна", написанной в 60-е годы американцем Тодом Штрассером (о школе, где учитель истории на практике доказал, как легко нацизм проникает в сознание, и сам едва ли не стал жертвой собственного эксперимента), стала обладателем спецприза жюри за поиск нового языка в театре для детей.
По традиции в "Арлекине" принял участие московский театр "Тень" - с проектом "Кружок барона Мюнхгаузена". Режиссер Майя Краснопольская и артисты театра работали с детьми, помогая им подготовить настоящий спектакль, в котором каждый ребенок театральными средствами защищал свои фантазии и идеи, заодно обучаясь сложнейшим техникам теневого театра. Эта работа тоже была отмечена спецпризом жюри.
Акцент специальной программы был сделан на социальных проектах. Любопытно, что спектакль с участием аутистов и людей с синдромом Дауна стал обладателем приза зрительских симпатий. В нем, безусловно, содержался терапевтический эффект - признание всех людей равными перед любовью и творчеством.
Театр для детей ищет новый язык, доверительный и артистичный способ репрезентации народной и литературной сказки. Так, Пермский академический Театр-Театр воспринял пушкинскую "Сказку о царе Салтане" как часть народной обрядовой культуры, через вовлечение зрителей в колядование и хоровод. Режиссер и хореограф Ирина Ткаченко смогла через язык пластики, через теплые фактуры - мешковину, мех, дерево, стилизованную крестьянскую и охотничью одежду - создать мир фольклорных сказок-инициаций, полных страха, игры, волшебства и гаданий. Жюри во главе с дирижером "Зазеркалья" Павлом Бубельниковым присудило им приз за лучшую хореографию и ансамбль.
Спектакль Национального театра Республики Карелия (Петрозаводск) придуман режиссером Вячеславом Поляковым как сказ-заговор на карельском и русском языках, легко и непринужденно втягивающий зрителей в чужую или родную, но позабытую культуру. Актерам стоит только приставить к лицу деревянную маску-рамочку, чтобы превратиться в Деда с усами или Бабку в платочке. Такой легкий, игровой прием вызвал горячий отклик у детей, обеспечив спектаклю главную статуэтку "Арлекина". Не менее артистичную сказку "Елена Премудрая" (режиссер Александр Тургачев) показал Театр обско-угорских народов "Солнце" (Ханты-Мансийск), получивший награду за лучшую работу драматурга (Михаил Бартенев) и мужскую роль (Валентин Неттин).
В конкурсе "Арлекина" участвовала и сложнейшая опера Яначека "Лисичка. Любовь" (режиссер Георгий Исаакян) Детского музыкального театра им. Наталии Сац, ее дирижер Евгений Бражник был отмечен как лучший дирижер, а лучшей актрисой названа Вера Азикова (Лисичка). Еще один способ рассказывать сказку в театре предложил режиссер Тимур Файрузов в спектакле "Конек-Горбунок" Заполярного театра драмы им. Вл. Маяковского (Норильск) , а именно - через цирк и клоунаду. А создатели "Вкусной истории о девочке и великане" (французский режиссер Луиз Левек) и вовсе двинулись на территорию иммерсивного театра, вовлекая детей в игру прямо посреди шатра, за пределами которого сидят их родители (Ростовский-на-Дону академический молодежный театр).