10.05.2017 19:31
    Поделиться

    Похитившая под Ростовом малыша семья пыталась скрыть другое преступление

    Страшное и неожиданное продолжение получила история с похищением малыша в Ростовской области. Первые рассказы похитителей о том, что им просто понравился трехлетний малыш, и они, решив, что он бесхозный, забрали мальчика себе, оказались ложью.

    Оказалось, что почти восемь месяцев назад у этой семейной пары при невыясненных обстоятельствах погиб приемный мальчик. Органы опеки исчезновение приемыша не заметили, но опекуны, получая на него деньги, понимали, что рано или поздно про ребенка спросят, и искали, где бы украсть похожего. Сейчас следствие нашло место, где эти люди закопали погибшего ребенка. По словам приемной матери, маленький мальчик обварился и умер, но лжи от этой женщины было уже столько, что следователи не верят словам.

    Напомним, ЧП произошло 7 мая в небольшом городке Морозовске, в 300 километрах от южной столицы. Как пояснили сами похитители на допросе, они приехали в райцентр, чтобы купить оптом продукты на местном рынке. Там увидели бабушку, которая гуляла с тремя детьми. Среди них был мальчик, который им "очень понравился". Подкараулив их на соседней улице, супруги набросились на пожилую женщину, распылив ей в лицо слезоточивый газ. Также брызнули в глаза другим детям, чтобы те не запомнили их лица. После этого, схватив малыша, парочка затолкала его в свою машину и скрылась из города.

    Как выяснилось позже, они увезли ребенка к себе домой, в соседний Чернышковский район Волгоградской области. По тревоге были поднята морозовская полиция и все правоохранительные органы региона. Председатель СК РФ Александр Бастрыкин поручил подключить к операции лучших следователей страны.

    Как рассказали корреспонденту "РГ" в следственном управлении СК РФ по региону, правоохранители и волонтеры работали круглосуточно. Помог очевидец, он обратил внимание на подозрительный автомобиль, который двигался очень медленно, и запомнил, что на нем были волгоградские номера. Многие автолюбители, которые были в районе похищения в это же время, принесли в полицию записи со своих регистраторов. Эта информация тоже оказалась крайне ценной для поимки похитителей.

    Ребенка нашли в течение суток и вернули родителям. А задержанных, в статусе подозреваемых, заключили под стражу. Они оказались супругами из соседнего волгоградского региона, которые захотели "взять ребенка на воспитание".

    Опекуны, получая деньги, понимали, что рано или поздно про ребенка спросят, и искали, где бы украсть похожего

    Поначалу сообщалось, что у них не было своих детей. Но позже выяснилось, что семья, напротив, является многодетной. Вот что рассказала корреспонденту "РГ" официальный представитель СКР Светлана Петренко:

    - При выяснении обстоятельств, следователям стало известно, что у похитителей на воспитании находятся пятеро несовершеннолетних детей, из которых четверо - приемные. В сентябре 2016 года один из их приемных детей исчез - четырехлетний мальчик играл в песочнице недалеко от дома, откуда якобы и пропал. При этом опекуны в правоохранительные органы ни после случившегося, ни в последующие 8 месяцев не обращались. Но исправно получали причитающиеся выплаты. Поскольку у следствия были все основания полагать, что исчезновение приемного ребенка скорее всего носит криминальный характер, СК России по Волгоградской области возбудило уголовное дело по статье "убийство". Следственной группе удалось отыскать и извлечь останки ребенка.

    По словам Светланы Петренко, в кратчайшие сроки будут назначены все необходимые судебные экспертизы. Специалисты установят истинную причину смерти ребенка и обстоятельства предшествующие его гибели. Судя по всему, отвечать за случившееся будут не только приемные родители.

    СК по Волгоградской области уже возбудило уголовное дело по факту халатности (ст.293 УК РФ) чиновников опеки, передавших четверых детей на воспитание. В СК пообещали, что всесторонне изучат обстоятельства передачи детей в семью и дадут правовую оценку действиям или бездействию конкретных должностных лиц органа опеки, которые не проверяли условия жизни детей, а главное, не заметили длительное отсутствие четырехлетнего ребенка. По словам Петренко, следствию уже известно, что погибший ребенок вместе со своим старшим братом были переданы под опеку подозреваемых в конце 2014 года. К тому моменту семья уже воспитывала двух приемных детей, взятых из реабилитационного центра в 2009 году. Сейчас все дети изъяты из семьи и осмотрены медиками. Их дальнейшую судьбу определят органы власти.

    Вот что заявила корреспонденту "РГ" Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова:

    - Снова мы имеем дело с фактом похищения малолетнего ребенка для решения "взрослых" проблем. В этой связи имеется много вопросов к работе сотрудников органов опеки и попечительства, которые вовремя не увидели проблемную ситуацию в приемной волгоградской семье, где ранее погиб приемный ребенок. В ходе следствия будут установлены все обстоятельства этой трагедии, а также причины, почему родители скрыли факт гибели мальчика. Сейчас важно предпринять все необходимые меры и позаботиться об остальных детях в этой семье.

    Это не первая трагедия с приемными детьми, которых за последние годы, стало больше. Подобные несчастья, если так можно выразиться, обратная сторона понятного желания быстро ликвидировать детские дома и по возможности всех интернатовских детей устроить в семьи. Безусловно, семья лучше, чем казенные стены. Но, как видно из криминальной статистики, далеко не всякая семья. Появились люди, которых соблазнили деньги, выделяемые государством на жизнь опекаемых приемных детей. Для отдельных регионов эти суммы считаются весьма приличными. Тут по логике на пути подобных людей должны были бы встать специалисты опеки. Но почти каждая трагедия с увечьем или гибелью приемных детей показывает, что у опеки зачастую нет ни времени, ни профессионализма разглядеть таких опекунов на начальном этапе или выявить их в процессе воспитания.

    В Кемерово сейчас продолжается расследование уголовного дела супругов. У них на двоих две уголовные статьи "Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии" и "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего". Как рассказывают в СК, весной прошлого года к ним поступила информация, что в семье, где живут три ребенка из Мысковского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, пропал старший ребенок. При этом опекуны о пропаже ни в полицию, ни в опеку не заявили. Проверка показала, что сведений о пропавшем мальчике нет с лета 2015 года. Завели дело. Опекуны были в нем сначала свидетелями. Но вот что бросилось в глаза следствию - они особого беспокойства не проявляли, постоянно врали. Как оказалось, на детей поднимали руку, хотя при оформлении опеки их предупредили о заболеваниях детей и возможном их поведении. В сентябре прошлого года появилась информация, что семья уехала в Краснодарский край, а в Кемерово они распродают имущество. Оперативно их доставили к следователю, а при допросе выяснили, что пропал еще один ребенок. Семейная пара заявила, что подросток якобы сбежал от них в районе Новосибирска. Но следствие нашло тело ребенка. Сейчас обвиняемые дают показания друг на друга. Во время следствия выяснилось, что сотрудники опеки, которые обязаны были в первый год ежемесячно проверять условия жизни ребенка и составлять акт проверки, особо себя не утруждали. Против начальника опеки СК возбудил дело по статье "Халатность". Сейчас оно слушается в суде.

    А в Липецкой области по материалам местного подразделения СК осудили еще одну семейную пару. Они истязали и в итоге убили приемную девочку. В сентябре 2015 года постановлением администрации Бобровского района Воронежской области 5-летняя воспитанница коррекционной школы-интерната стала членом семьи жителя Липецкой области. От приемной семьи с самого начала не утаивали, что у девочки есть особенности в развитии. Но мужчина совместно с супругой воспитывал дочь по собственному методу: систематически избивал ребенка. В ход шло все, что попадалось под руку - палка, скакалка или таз. С каждым днем состояние ребенка ухудшалось, но к врачам воспитатели не обращались. Вместо этого они продолжали "воспитывать" дочь. За медицинской помощью они обратились тогда, когда девочка перестала подавать признаки жизни. Экспертиза показала - на теле погибшей были следы от более 60 ударов и свежих шрамов, причиненных в промежуток времени от двух недель до нескольких месяцев перед гибелью. Причиной смерти стала травма, осложнившаяся острой кровопотерей и повреждением внутренних органов. А еще выяснилось, что ребенок подвергся сексуальному насилию. Супруги были заключены под стражу. А судебно-психиатрическая экспертиза показала, что оба вменяемы и полностью отдавали себе отчет в происходящем. Приговором суда главе семьи назначено 22 года колонии строгого режима, его супруге - 14 лет.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться