На новом месте их привычки не изменились. Как следствие - на обслуживающей жилфонд УК повисло два миллиона рублей по статье "обслуживание жилья". Эти деньги уже было похоронили и коммунальщики, и приставы - исполнительные производства прекратили из-за невозможности взыскания. Выселить должников тоже не получилось: практически в каждой семье то дети, то инвалид. Однако коллекторы, которых УК привлекла по договору, умудрились вернуть 980 тысяч рублей всего за один квартал.
Никаких чудес, поясняют авторы эксперимента. Коммунальщики обычно идут стандартными путями: развешивают объявления в подъезде, рассылают желтые квитанции, если долг больше двух месяцев, красные - свыше трех. Особо злостным неплательщикам отключают электричество или ставят заглушку в канализацию. Но все равно в каждой многоэтажке из 100 квартир в среднем шесть стабильно не платят. И это не обязательно асоциальные личности. Варианты рассрочки, которые им предлагают, не каждого устроят: половину накопленной суммы сразу, остаток - в течение двух месяцев.
- Законодательно нигде не оговаривается требование погасить 50 процентов при заключении договора о реструктуризации. В Первоуральске удалось разорвать этот замкнутый круг. Должникам, среди которых много льготников, помогли собрать документы для субсидии на оплату коммуналки. В итоге люди деньги получили, но потратить их не смогли, поскольку суммы шли сразу в УК - на покрытие задолженности, - рассказывает Ксения Лумпова, председатель комиссии по правовым вопросам ЖКХ и тарифному регулированию свердловского отделения "Ассоциации юристов России". - Справедливости ради отмечу: не все начали исполнять соглашения, но 980 тысяч возвращенных рублей - это лучше, чем ничего.
Как член общественного совета при Госжилинспекции она советует УК и ТСЖ внимательнее относиться к жалобам "вредных" жильцов. Перерасчет за вовремя не убранный подъезд или выбитое стекло обойдется в копейки, а люди, не платившие из принципа, больше не будут копить долги. В первом квартале 2017 года в областной департамент Госжилнадзора поступило 2155 обращений по некорректным суммам в квитанциях, в 80 процентах случаев жалобщики добились перерасчета и только потом заплатили.
К слову, сейчас в работе у свердловских приставов свыше 68 тысяч исполнительных производств по коммунальным долгам - на два миллиарда рублей. За два месяца взыскано 85 миллионов, еще на 20 исполнительные листы возвращены, поскольку не удалось установить местонахождение должника, он признан банкротом или не имеет имущества.
- Мы уже четыре года работаем с коммунальной "дебиторкой" и видим, как меняется менталитет населения, не в лучшую сторону. Порицать должников никто не собирается. Наоборот, люди рассуждают: "Зачем платить вовремя, если сосед годами этого не делает?" Для кого-то трудная ситуация - смерть родственника, болезнь, потеря работы, а для кого-то - покупка айфона в кредит, - комментирует юрист Евгений Горбунов.
Между тем
Пока сфера ЖКХ не очень интересна коллекторам - слишком малы суммы взысканий, в среднем на каждого должника 20 тысяч рублей, а усилий столько же, сколько на долг в пару миллионов. Но эксперты прогнозируют постепенное перемещение профессионалов в эту нишу, если примут закон о прямых договорах между поставщиками ресурсов и потребителями (его проект уже третий год ходит по Госдуме). УК это спасет от бесконечных банкротств, а добросовестные жильцы вздохнут - им не придется ущемлять себя из-за нерадивого соседа. Если вы недоплатили в этом месяце - энергоснабжающая организация все равно возьмет с управляющей компании полную сумму, а убыток придется закрывать из статьи "содержание жилья", то есть за счет всех собственников.