Эксперты выделяют несколько трендов 2017 года. Один из них - разнообразие концепций общепита. Помимо традиционных кафе, ресторанов и торговых островов все чаще используется формат "кофе на вынос", а также фудтраки (передвижные фургончики-кухни с узким ассортиментом блюд).
- Появилось новое поколение потребителей моложе 25 лет, так называемые foodie, которым не очень интересны покупки модной одежды. В торговый центр они приходят за новыми впечатлениями и вкусно поесть, - говорит Алдынай Юмбуу, представитель компании JLL. - В московских ТЦ доля food & beverage (еда и напитки) составляет четыре процента арендуемой площади. Замечу, объекты, которые расширили эту категорию до 10 процентов и более, то есть до среднеевропейских показателей, имеют высокую посещаемость, что позволяет им держать ставки аренды выше среднерыночной.
Второй тренд - Digital Signage, цифровые технологии, с помощью которых покупателей информируют о новинках, проходящих акциях, развлекают.
- Формы самые разные: от плазменных панелей до видеостен, вдоль которых человек передвигается с помощью пандуса, "бегущие строки" на полках, интерактивные киоски, вмонтированные прямо в пол по ходу движения покупательского потока, бесконтактные контроллеры, повторяющие движения пользователя. Если торговый центр ориентирован на семьи с детьми и foodie, эти технологии очень эффективно работают на увеличение трафика, - отмечает Александр Петрук, представитель компании, специализирующейся на монтаже аудиовидеосистем.
Третья тенденция - совмещение разных моделей потребления. Все чаще используется схема с2с, то есть прямая сделка "потребитель-потребитель". По ней, к примеру, строятся ярмарки дизайнеров и поклонников рукоделия. Пока их участники в основном обмениваются изделиями и услугами, но в перспективе могут перейти и к товарно-денежным отношениям. Также этот формат актуален для сервисов совместных закупок, которые все чаще открывают офисы в ТЦ: там удобнее раздавать заказы постоянным участникам и привлекать новую аудиторию.
- С 2007-го по 2012-й рынок торговых центров Екатеринбурга ежегодно рос на 15 процентов, но в последние три года темпы замедлились до 8 процентов, что связано не только с общей экономической ситуацией, но и с количественным насыщением. Для новых объектов 60-процентная заполняемость арендаторами при открытии считается хорошей. В целом по городу доля вакантных площадей составляет 6-8 процентов, в отдельных местах - 15, - комментируют ситуацию в консалтинговой компании "Урал-Гермес". - Относительно устойчиво себя чувствуют торгово-развлекательные центры и классические ТЦ, приближенные к местам компактного проживания и ориентированные на товары повседневного спроса. Конкурентоспособность специализированных (мебельных, строительных, спортивных, автоцентров), напротив, снижается.
Пустующие площади занимают краткосрочные торговые форматы: ярмарки, выставки, стойки заказа такси, pop-up магазины (от английского pop-up store - площадка, открываемая на ограниченный период времени, от одного дня до одного месяца, причем даты оглашаются заранее и приурочиваются к значимому событию, например к выпуску экспериментальной коллекции, юбилею бренда. - Прим. ред.). Наиболее находчивые владельцы ТЦ получают дополнительный доход от сдачи в аренду площадей, которые обычно воспринимаются как технические: крыш, потолков и т.п. В Москве, к примеру, в последнее время популярны фермерские ярмарки на крышах. Там же проходят мероприятия автоклубов, где собираются владельцы определенных марок, чтобы просто пообщаться друг с другом.
- Это больше эмоционально-психологический фактор: когда человек вынужден экономить, ему нужна отдушина. Он идет в ТЦ на определенное событие, а параллельно совершает покупки, участвует в акциях, - делится опытом Тимур Хазраткулов, операционный директор управляющей компании в сфере коммерческой недвижимости.
Также эксперты советуют торговым центрам, испытывающим проблемы, искать новых, нетипичных "якорных" арендаторов. В частности, ими могут стать МФЦ или другие госслужбы, работающие с населением.