10.05.2017 19:45
    Поделиться

    На Урале вкладчики банков перейдут на фондовый рынок

    Интерес населения к фондовому рынку пусть медленно, но растет. Если в 2012 году, по данным НАУФОР, доля частных инвесторов составляла 0,6 процента жителей страны, то в 2016-м она перевалила за процент. По статистике, примерно треть инвесторов - это новички, которые открыли индивидуальные инвестиционные счета (ИИС) - инструмент, появившийся с 1 января 2015 года. В Свердловской области открыто более семи тысяч таких счетов. С этим результатом регион занимает четвертое место в стране, отставая только от Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

    Напомним, что ИИС появился на рынке как альтернатива депозитам, ставки по которым падают вслед за ключевой ставкой ЦБ. Открыть такой счет можно в банке, имеющем брокерскую лицензию, а также в брокерской или управляющей компании. Самая важная особенность инструмента - возможность получения налоговых "бонусов" - вычета в размере 13 процентов с суммы взноса не более 400 тысяч рублей в год или освобождения от НДФЛ всей прибыли от инвестирования.

    Чего ждут уральцы от фондового рынка, как распределяются средства, вложенные ими через ИИС и каков портрет среднестатистического инвестора, "РГ" рассказал член экспертного совета по развитию финансового рынка Уральского региона Максим Костылев.

    Максим Александрович, как вы оцениваете интерес уральцев к ИИС? Почему в Свердловской области наблюдается повышенная активность?

    Максим Костылев: По открытию ИИС мы видим явную позитивную динамику. На декабрь 2015 года в России появилось 89 тысяч счетов, через год - более 195 тысяч. На текущий момент их количество уже превысило 215 тысяч.

    Важно, что порядка 30 процентов счетов открыто новыми, уникальными клиентами. Это люди, которые пришли "со стороны": либо бывшие вкладчики банков, либо просто те, кто впервые проявил интерес к фондовому рынку. В УрФО на конец 2016 года было 17,5 тысячи ИИС, прирост к 2015-му - 110 процентов. В Свердловской области их 7,16 тысячи, рост к 2015-му на 207 процентов. Я думаю, мы попали в топ благодаря просветительской активности профессионального сообщества.

    Индивидуальный инвестиционный счет - это, по сути, некая оболочка. Выбор того, в какие именно инструменты и каким образом вкладывать свои деньги, остается за инвестором. Что они предпочитают?

    Максим Костылев: Есть наложенные законодателем ограничения на приобретение инструментов через ИИС: нельзя купить иностранные ценные бумаги, не имеющие листинга российской фондовой биржи, а также форекс-продукты. В итоге в конце 2016 года структура портфеля оказалась следующей: половина - акции, почти 30 процентов - государственные облигации, 20 - корпоративные облигации. Есть данные и об активности владельцев счетов: 53 процента из них свершают сделки очень редко - от одного до пяти раз в месяц, у 38 процентов средняя активность - от 5 до 50 сделок, к высокоактивным относятся 9 процентов инвесторов.

    А есть абсолютно пассивные?

    На фоне снижения ставок по рублевым банковским вкладам владельцы депозитов пойдут на фондовый рынок за более высокими доходами с минимальным риском

    Максим Костылев: Да, есть и такие, которые вообще ничего не делают, то есть используют стратегию "купил и держи". Их число незначительно и входит в категорию инвесторов с низкой активностью, то есть в 53 процента.

    Вы не видите парадокса в том, что новички на фондовом рынке вдруг начинают торговать - пусть по несколько сделок в месяц, но все же…

    Максим Костылев: Нет, не вижу. Статистику в основном делают люди, которые имели представление о фондовом рынке. Не секрет, что в первый год ИИС открывали те, у кого раньше уже был брокерский счет. Они стремятся увеличить доходность вложений с помощью налогового вычета. Но, по моим ощущениям, доля вновь открываемых ИИС будет расти благодаря консервативным инвесторам. Тем более что мировой тренд - именно пассивное инвестирование. На фоне снижения ставок по рублевым банковским вкладам владельцы депозитов пойдут на фондовый рынок за более высокими доходами с минимальным риском, обеспеченными, например, при покупке облигаций федерального займа (ОФЗ), которые эмитируются Министерством финансов РФ.

    О чем, по-вашему, свидетельствует эта тенденция - переход от депозита к инвестированию?

    Максим Костылев: Об инициативе. Вкладчик несет деньги в банк, получает только доход по вкладу, а банк за него инвестирует в корпоративный сектор. А через ИИС он имеет возможность вкладывать в конкретные компании без посредников, если понимает, как работает предприятие, и верит в его развитие.

    Есть прогнозы, как дальше будет прирастать число ИИС?

    Максим Костылев: Мы считаем, что к 2020 году будет открыто порядка миллиона новых счетов по всей стране, в этом случае на рынок придет не менее триллиона рублей частных инвестиций. Для сравнения: на вкладах в банках сегодня лежат 24 триллиона.

    Куда будет направлен этот триллион?

    Максим Костылев: Я могу только предполагать, опираясь на нынешнюю структуру размещения. Скорее всего, более половины средств через акции и облигации пойдет в корпоративный сектор. Дело в том, что совсем недавно президент подписал закон об освобождении от налогообложения купонного дохода с российских корпоративных облигаций, эмитированных с 2017-го по 2020 год, для физических лиц. То есть граждане, которые приобретают эти бумаги, больше не будут платить с них НДФЛ в размере 13 процентов (если купон останется в рамках ключевой ставки ЦБ плюс 5 процентов). До этого нулевая ставка НДФЛ для купонных выплат была предусмотрена только для государственных облигаций: ОФЗ, еврооблигаций Минфина, облигаций субъектов РФ, муниципальных облигаций.

    По статистике 2016 года, топ-5 эмитентов акций, которые были куплены в рамках ИИС, выглядит так: "Сургутнефтегаз", "Газпром", "Норильский никель", "Алроса" и шахта "Распадская". То есть с большой долей вероятности триллион пойдет в добывающий сектор экономики.

    Тем временем, скажем, на фондовом рынке Московской биржи присутствует порядка 700 эмитентов и более 1800 выпусков ценных бумаг. То есть у частного инвестора большой выбор - на любой вкус и кошелек: это ценные бумаги металлургической промышленности, энергетики, финансового сектора, телекомов, торговых сетей и так далее. Среди эмитентов есть правительство Свердловской области, уральские финансовые организации, промышленники.

    Какие новшества ожидаются в части ИИС?

    Максим Костылев: Сегодня в профильных комитетах Госдумы обсуждается возможность увеличения суммы, которую можно зачислять на ИИС, с нынешних 400 тысяч до одного миллиона рублей в год. Возможно, в весеннюю сессию решение об этом будет принято.

    Кроме того, профессиональное сообщество активно обсуждает идею о том, что освобождение купона от НДФЛ при покупке корпоративных облигаций следует распространить на все ценные бумаги, даже выпущенные ранее 2017 года.

    Стоит отметить и уже состоявшееся в прошлом году нововведение: удаленное открытие брокерского счета или счета доверительного управления. Имея цифровую подпись (достаточно подтвержденной регистрации на портале госуслуг), можно открывать счета без визита в офис. Это сделано для того, чтобы дотянуться до клиента из глубинки.

    Так кто он, среднестатистический владелец ИИС?

    Максим Костылев: Согласно отчету Московской биржи и ряда крупнейших брокерских компаний, среднестатистический владелец ИИС - это мужчина в возрасте от 25 до 45 лет со стабильной работой и устоявшимся доходом. У него есть опыт инвестирования, помимо ИИС. О возможностях ИИС он узнал из рекламы, через социальные сети или по сарафанному радио. Не склонен к большому риску и ориентируется на средний уровень доходности (от 10 до 20 процентов годовых). Имеет горизонт планирования инвестиций более трех лет и пока затрудняется ответить на вопрос, каким типом налогового вычета он воспользуется по итогам работы с индивидуальным инвестиционным счетом.

    Поделиться