28 глав государств и правительств, а также 1200 делегатов из разных стран мира прибудут 14 мая в Пекин. На форуме будет создана платформа для общения, которая будет иметь огромное значение для международной экономики на долгие годы вперед. По мнению директора Института международных отношений и Центра исследований ЕС Китайского народного университета в Пекине Ван Ивэя, инициатива "Один пояс - один путь" станет главным пунктом переговоров и может оказаться столь же важной, как создание Европейского союза (а позднее Европейского экономического сообщества) в 1958 году. "Никогда прежде не было такого стремления к достижению подобной глобальной взаимосвязи", - говорит он, ссылаясь на инициативу, предложенную лидером Китая Си Цзиньпином во время выступления в Казахстане в сентябре 2013 года. "Форум станет знаковым событием для этой инициативы, которая войдет в фазу 2.0 своего развития, - говорит Ван. - Будут созданы механизмы для создания нового типа глобализации".
С тех пор, как Си Цзиньпин представил инициативу, состоящую из "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути XXI века", более 40 стран и международных организаций подписали соглашения о сотрудничестве с Китаем; страна вложила около 50 миллиардов долларов в инфраструктурные проекты. Одна из целей форума заключается в том, чтобы перевести саму концепцию из предложенной Китаем инициативы, включающей двусторонние соглашения, в многостороннюю взаимосвязь, которая будет способствовать более широкому глобальному воссоединению.
Си Цзиньпин ясно изложил свои амбиции в отношении инициативы "Один пояс - один путь" на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе, когда он защищал глобализацию и призывал страны к совместной работе по устранению многих неопределенностей в мире. "Мы должны взяться за руки и встретить вызов, - сказал он. - История создается храбрыми. Давайте укреплять доверие, предпринимать шаги и идти рука об руку в направлении светлого будущего".
Основными элементами инициативы до сих пор являются Фонд "Шелковый путь", в который правительство Китая в 2014 году обязалось выделить 40 миллиардов долларов для инвестиций в страны, расположенные вдоль маршрута, и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Его члены - многие западные страны, включая Великобританию, Францию и Германию, а также ведущие азиатские страны - такие как Индия, Пакистан и Вьетнам.
Хью Уайт, профессор стратегических исследований Австралийского национального университета и экс-советник бывшего премьер-министра страны Боба Хоука полагает, что форум будет посвящен прояснению того, что инициатива предназначена для всех, а не только для Китая.
"Чтобы она работала, это должно быть чем-то более широким, чем просто инициативой Пекина, должен быть расширен круг участников, - говорит он. - У нее есть потенциал стать чем-то очень значимым. Страны будут принимать участие в создании концепции и рамок для глобализации на ближайшие несколько десятилетий".
Старший аналитик по Азии в компании Gavekal Research и автор новой книги "Азиатская мечта Китая: строительство империи вдоль Нового Шелкового пути" Том Миллер согласен, что цель форума - прояснить, что инициатива связана с совместным развитием.
"Ошибка, которую вы можете совершить в отношении инициативы "Один пояс - один путь", заключается в том, чтобы думать, что это чисто китайский проект, - говорит он. - Этого не может быть, потому что независимо от того, что Китай делает, он делает это с предприятиями в других странах, поэтому речь идет о совместном развитии".
Основатель и председатель консалтинговой компании Gao Feng Advisory Эдвард Тсе полагает, что инициатива "Один пояс - один путь" находится на стадии формирования, и форум будет посвящен обзору достигнутого прогресса, а также формированию видения на будущее.
"Это важно для всей инициативы. Лидеры собираются вместе, чтобы обсудить, куда идти дальше, - говорит он. - Инициатива "Один пояс - один путь" зарождалась как концепция, но концепция очень быстро изменилась, превратившись в некоторые осязаемые идеи, такие как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд "Шелковый путь" и другие реальные инфраструктурные проекты. У нас нет 100-процентной ясности относительно того, что это такое или чем это станет, во что разовьется, но с другой стороны, у участников есть много общих интересов, и они захотят быть частью этого".
Некоторые критики видели в инициативе попытку Китая использовать ее в качестве средства усиления геополитического влияния. Профессор международных отношений и исполнительный декан Института международных исследований Фуданьского университета в Шанхае Шэнь Динли отрицает эту теорию: "У нас нет геополитического курса. Это не стратегия. Сначала инициатива планировалась как нечто двустороннее, возможен и вариант сотрудничества Китая с двумя или более странами, но могут быть и проекты, в которых Китай и вовсе не участвует, - напоминает он. - Если страны хотят, они могут участвовать в тендерах на проекты и стать частью этого. Это глобальная инициатива по достижению взаимосвязи. Китаю вовсе не обязательно быть вовлеченным, но это страна, которая инициировала проект. Вот и все".
Директор Центра американских исследований Китайского народного университета и один из ведущих экспертов по внешней политике Китая Ши Иньхун говорит, что инициатива не заработает, если рассматривать ее как инструмент китайского геополитического влияния. "Если бы речь шла только о геополитических интересах Китая, тогда другие члены не смогли бы доверять нам и взволновались бы", - считает он. - Это не тот посыл, который хочет передать Китай. У Китая, конечно же, есть много геополитических интересов, но он считает их совершенно отдельными от этой инициативы".
Поскольку новая администрация США продвигает протекционистский курс, инициатива "Один пояс - один путь" подтверждает приверженность Китая новой форме глобализации, основанной на международной связи.
Бывший генеральный директор европейского департамента Министерства торговли Китая Сунь Юнфу считает, что это будет одним из самых сильных посланий форума: "Китайское правительство хотело бы использовать эту платформу для того, чтобы донести главную идею о том, что Китай поддерживает глобализацию, - говорит он. - Китай открыт для разных идей. Он не просто хочет выдвинуть собственные идеи, но также хочет услышать других. Речь о том, что страны могут сделать в сотрудничестве друг с другом, на двусторонней и многосторонней основе".
Президент и основатель Центра China & Globalization (Китай&Глобализация) - крупнейшего независимого аналитического центра Китая Ван Хуэйяо уверен, что форум предлагает возможность для подтверждения и повторного заявления важности глобализации: "Это может оказаться новой движущей силой глобализации и обеспечить необходимый стимул для развития лобальной экономики и экономического роста в будущем. Прошло три года с тех пор, как инициатива была впервые предложена, и сейчас самое подходящее время для того, чтобы добраться до практических деталей".