Международная группа журналистов-расследователей - представителей сетевой независимой структуры Organized Crime and Corruption Reporting Project - презентовала в Киеве документальный фильм "Убийство Павла".
Авторы проанализировали день перед убийством журналиста и события, происходившие непосредственно перед взрывом его машины. Так, им удалось собрать видеозаписи со всех окрестных камер за 19 и 20 июля прошлого года, включая одну камеру, не замеченную следственной группой. В ходе просмотра было установлено, что мужчина, прикрепивший ночью мину к днищу автомобиля Шеремета, фигурировал и на утренних записях в момент ее выезда с парковки.
Журналисты провели большой опрос свидетелей взрыва, коллег и соседей Шеремета. При этом интервью - не слишком содержательное - дала им и бывшая начальница украинской полиции Хатия Деканоидзе, по горячим следам допустившая причастность к делу боевиков из полка МВД "Азов".
В ходе расследования был установлен номер автомобиля "Шкода", присутствующего на записях, из которого, предположительно, за квартирой Шеремета и процессом закладки мины велось непосредственное наблюдение.
Оказалось, что по доверенности этим автомобилем управлял некий Игорь Устименко - сотрудник Службы безопасности Украины (СБУ), проживающий в Одессе. Журналистам даже удалось с ним пообщаться, и он успел путано рассказать им, что в ночь перед убийством действительно производил слежку, но вовсе не за Шереметом, а в рамках некоего частного "заказа". Вторично Устименко на связь с журналистами не вышел.
В ходе подготовки фильма СБУ отказала коллегам Шеремета в помощи и комментариях, однако после премьеры была вынуждена отреагировать. Пресс-секретарь службы Елена Гитлянская написала в своем "Фейсбуке", что Устименко действительно служил в СБУ, но был уволен еще летом 2014 года, а значит, претензий к службе быть не может.
"Поразительная реакция СБУ. Вместо того чтобы пообещать в ближайшее время поспособствовать поиску Игоря Устименко, который в ночь убийства Павла несколько часов был возле его дома (то есть может быть или ценным свидетелем, или соучастником), служба безопасности отвечает, что такой человек уволен, и если бы журналисты обратились с запросом по этой фамилии, то "им просто нечего было рассказывать в своем фильме". Уважаемая Елена, пока нечего рассказать СБУ, Генпрокуратуре и Нацполиции. И это спустя десять месяцев. Дела чести, как говорил президент Порошенко? Это стыдно", - написала в ответ редактор влиятельного издания "Украинская правда" Севгиль Мусаева.
Между тем
К полудню четверга единственной фактической информацией, озвученной на брифинге Генеральной прокуратуры Украины по делу Шеремета, было то, что над поиском убийц журналиста работают целых 35 следователей из полиции и три прокурора. Однако результатов их деятельности украинская общественность не видит. Хотя, как заверили в правоохранительных органах Украины, следствие опросило по данному делу около трех тысяч человек.