Невест в Киргизии крадут из-за высокого уровня бедности

Несмотря на угрозу уголовного преследования, в Киргизии по-прежнему остается распространенной практика похищения девушек для принуждения к вступлению в брак. Проблема имеет большие масштабы, и государство пока не может добиться ее искоренения. Такую картину, по крайней мере, отражает очередное социологическое исследование, проведенное правозащитными организациями в Киргизии. С его результатами общественность познакомили несколько дней назад в Бишкеке.

Преступление есть, а наказание?

Кража невесты вопреки ее воле в Киргизии давно признана уголовным преступлением. Согласно УК, наказанием за него может стать лишение свободы на срок от пяти до семи лет. Однако неизвестен ни один случай, чтобы похититель действительно сел в тюрьму. Почему?

В милиции Киргизии утверждают, что кражи невест становятся редким явлением. По словам представителя МВД КР Шумкара Султанова, с 2011 года количество подобных случаев сократилось в пять раз. При этом только в 2016-м расследовалось 30 уголовных дел, связанных с принуждением женщины к вступлению в брак. Семь из них возбуждались по фактам брака с несовершеннолетними. В некоторых случаях расследование было приостановлено или вовсе прекращено. Порядка двадцати с лишним направлены в суд.

Но, как утверждают правозащитные организации, в реальности число фактов умыкания гораздо больше. Причем даже в том случае, если похищена несовершеннолетняя. Отчасти с этим согласна и официальная статистика. Так, согласно исследованиям Нацстаткома Киргизии, с похищением невесты (с ее согласия или без него) в республике заключается каждый пятый брак. Случаи, когда это происходит против воли девушки, отмечаются по всей стране практически повсеместно в зависимости от региона. В Бишкеке таким образом заключается около двух процентов браков, а в Нарынской области этот показатель достигает 21 процента.

Чем объясняется разница? В большинстве случаев, как утверждают исследователи, ни невеста поневоле, ни ее родня не обращаются в правоохранительные органы. "Такой менталитет, - цитируют слова одной из жертв правозащитники. - Вышла замуж - назад пути нет, живи, пусть даже он урод".

Назад в средневековье

Иногда жертвы умыкания не знают, к кому обратиться за помощью. А нередко на молчании настаивают их родители, опасающиеся позора и людской молвы. Правоохранительные органы, в свою очередь, не за-остряют внимания на проблеме, полагая, что все так или иначе закончится миром. Длительное и затяжное судебное разбирательство по этой категории дел, кстати, действительно, приводит к отзыву заявлений и соглашению сторон.

Жуткая, без преувеличения, статистика нередко объясняется традициями. В какой-то степени это верно. Как утверждают специалисты, кража невесты и до, и после советского периода истории была обрядом, совершаемым чаще с согласия девушки. Происходит это, как правило, в случаях, когда у молодого человека нет средств на выплату калыма - своего рода компенсации родителям невесты за потерю работницы и приданое. Почему же красивый обычай обрел уродливую и зачастую преступную форму?

Как полагает парламентарий Айнура Алтыбаева, если раньше невест похищали молодые люди, то сейчас нередки случаи, когда этим занимаются мужчины среднего, а порой и преклонного возраста. "Пора осознать, что принуждение к вступлению в брак - проблема не только женщин, но и всего общества", - говорит она.

Правозащитники с этим согласны. В регионах Киргизии, по их оценкам, прибегают к традиции похищения невесты в основном из экономических соображений. Опрошенные ими граждане признались, что умыкание дешевле, чем длительный процесс ухаживания за избранницей и получение согласия ее родителей.

По данным специалистов Нацстаткома, среди причин умыкания нередко указывается страх, что понравившаяся девушка выйдет замуж за другого, банальная боязнь знакомства или желание найти того, кто возьмет на себя домашний труд. Последнее чаще всего относится к семьям, где мама жениха больна или в возрасте.

Мнение

Розетта Айтматова, президент общественного объединения "Центр помощи женщинам":

- Меня тоже украли. Я общалась с молодым человеком и была готова выйти за него замуж. Однажды он вместе со своим другом не выпустил меня из троллейбуса, когда мы подъехали к моей остановке. Я стеснялась кричать и сопротивляться, и мне пришлось ехать с ними. Они привезли меня в комнату, которую молодой человек снимал у одной бабушки. Предупредили моего брата Чингиза Торокуловича Айтматова о том, что меня украли.

Но я и не была против этого. Мы с мужем прожили 47 лет. Так что моя история со счастливым концом. Но бывают случаи, когда девушка против и в брак вступает вопреки своей воле и желаниям. Никто словно и не понимает, что тем самым нарушаются права женщин.

По данным Национального статистического комитета КР, около 14 процентов женщин, проживающих в республике, вышли замуж до достижения 18-летнего возраста. Причем каждой сотой не было и 15! Согласно проведенному социологами исследованию, браки с участием несовершеннолетних чаще заключаются в сельских (14,6 процента), преимущественно беднейших (15,9) слоях населения. При этом доля девочек-подростков, вышедших замуж и родивших ребенка, в сельской местности вдвое выше, чем в городах.

Женская доля

Женщин в республике, как и во многих странах мира, больше, чем представителей противоположного пола. На каждую тысячу киргизстанок приходится примерно 985 мужчин. В Нацстаткоме это объясняют более высокой смертностью среди "сильного" пола. Продолжительность жизни киргизстанок в среднем на восемь лет больше, чем мужчин, - 75 и 67 лет соответственно. Поэтому средний возраст женщин в Киргизии оценивается социологами в 28 лет. У мужчин, для сравнения, этот показатель составляет 26 лет.

Среднестатистическая женщина в Киргизии вступает в брак в 23-24 года и в этом же возрасте рожает первого ребенка. Всего же в течение жизни у нее появляется трое детей, что достаточно высокий показатель. При этом в последние десять лет в республике наблюдается крайне тревожная тенденция. Так, Нацстатком отмечает увеличение случаев материнства среди девочек-подростков 15-17 лет (с 4,4 до семи детей на 1000 женщин этого возраста). И наиболее высок этот показатель вопреки сложившимся стереотипам не на юге республики, а в Чуйской и Таласской областях, где в 2015 году он превысил средний по республике в 1,5-1,7 раза.

Несмотря на то что жительницы Киргизии образованны (99 процента), им труднее найти работу. Две трети нетрудоустроенных, к примеру, - женщины. Гражданкам также сложно выдерживать конкуренцию с так называемым сильным полом в борьбе за хорошо оплачиваемые должности. Поэтому в среднем по стране зарплата женщин ниже, чем мужчин, примерно на 25 процентов.

Статистика, к слову, объясняет это тем, что наиболее высока доля женщин, занятых в секторе услуг, особенно в таких видах деятельности, как операции с недвижимым имуществом (93 процента), здравоохранение и социальное обслуживание населения (84), образование (79 процентов). А в этих сферах зарплаты невелики.