11.05.2017 04:05
    Поделиться

    Почему резиденты якутской ТОР все еще не запустили производство

    Территория опережающего развития развивается неспешно
    Более года назад резиденты территории опережающего развития "Кангалассы" в Якутии заявляли, что вот-вот начнут выпуск товаров, предназначенных для нужд стройкомплекса. Сроки сдвигались, но до сих пор на строительном рынке не видно энергоэффективных пластиковых окон, инновационных полиэтиленовых труб и еще много чего обещанного. Корреспондент "РГ" отправился в индустриальный парк, чтобы на месте посмотреть, как там идут дела.

    Ехать недалеко - 50 километров по асфальту. Территорию опережающего развития ограждает металлический забор. За ним - предпринимательский рай. Там бизнесменов не выдаивают до полного истощения сил налоговики и всевозможные фонды. На небольшом пятачке действуют многочисленные льготы и преференции, позволяющие предприятиям без проблем встать на ноги. По бумагам, на этой площадке разместились десять резидентов. За забором виднеются восемь зданий, в основном строящихся.

    Покуривавший на крыльце сторожки охранник удивился:

    - А что здесь смотреть? Разве что вон туда пройдите - там краски делают. И в дальнем цеху вроде начали собирать котлы. А так-то у нас пока тихо.

    Действительно - тихо, почти безлюдно, да и не разгуляешься здесь. Асфальт заканчивается у ворот, а дальше - распутица во всей весенней красе. Впрочем, накануне поездки директор ТОР "Кангалассы" Дмитрий Борисов предупредил, что работы по обустройству площадки выполнены лишь наполовину:

    - Надо делать водоотведение и строить очистную станцию. Надеемся, что местные власти нас услышат, найдут деньги, и в нынешнем году мы закончим эту работу.

    У одной из строек припаркована машина. Из нее доносится музыка, и никакие индустриальные шумы ее не заглушают. Сварщики (экипаж авто) работали внутри здания. Они рассказали, что здесь будут делать пластиковые окна и скоро начнется монтаж линии.

    Еще у одной стройки три гастарбайтера замешивали бетон. Сообщили, что строят завод, но затруднились сказать, какой. Про остальные объекты спросить было не у кого, пришлось пометить их как неопознанные.

    Собственно, все было ожидаемо. Заявления о скором запуске производств в 2016 году изначально выглядели преждевременными. Решение о создании ТОР "Кангалассы" правительство России приняло в августе 2015-го. Строить в Якутии можно только летом, а пока оформляли документы и обустраивали территорию, год прошел. Кроме того, у предпринимателей разные финансовые возможности. Кто-то смог взять с места в карьер, у кого-то не получилось.

    …На предприятие, "взявшее с места в карьер", дальше склада с готовой продукцией корреспондента не пустили. Приняли за конкурента, вынюхивающего секреты фирмы. Их у компании "Бигэ" немало.

    - В 2012 году ее основатели пришли к нам с голой идеей - предложили выпускать краски. Над ними смеялись, потому что рынок завален такой продукцией. Но парни подошли к делу очень серьезно, начали изобретать оригинальные составы, закупили линию и через три года освоили выпуск 96 видов красок, - рассказал директор технопарка "Якутия" Анатолий Семенов.

    "Бигэ" - классический пример сотрудничества хватких и умных бизнесменов с государственными институтами развития. За три года, проведенных под крылом технопарка, они с нуля создали полноценное производство и вышли на рынок как конкурентоспособное предприятие. Поэтому без труда первыми соорудили цех в "Кангалассах" и перевезли туда готовую линию.

    Заявления о скором запуске производств изначально выглядели преждевременными. Строить в Якутии можно только летом, а пока оформляли документы и обустраивали территорию, год прошел

    - Но лабораторию, в которой разрабатывают новые составы, оставили в технопарке. Они сотрудничают с учеными, и делать это проще в городе, а не за его пределами, - уточнил Дмитрий Борисов.

    Других признаков жизни на территории опережающего развития не наблюдалось. Впрочем, оставался шанс увидеть кого-нибудь там, где "вроде начали собирать котлы". Побывать в этом цехе было интересно еще и потому, что четыре года назад я стал первым жителем Якутска, который приобрел для загородного дома импортный котел верхнего горения. На одной закладке дров или угля он может греть помещение от суток до трех, но оказался не очень приспособленным к эксплуатации в 50-градусные морозы. Адаптировать аппараты к условиям Крайнего Севера и наладить в "Кангалассах" их серийный выпуск пообещала компания "Саха-Липснеле".

    На подходе к цеху издалека стал слышен лязг металла, и это явно был не heavy metal. Там действительно работали.

    Хотя у этого предприятия тоже есть немало поводов посекретничать, производственный директор Игорь Жирков провел по всем закуткам, объясняя, что к чему. Впрочем, периодически просил:

    - Это пока не для печати. Ладно?

    Не для печати было многое - половина железяк в цехе являет собой ноу-хау либо плоды глубокой модернизации исходного варианта. Более того, Жирков сконструировал свой аппарат и собирается его запатентовать. Его можно будет эксплуатировать в зимнем, весеннем и осеннем режимах - подобная затея применительно к котлу верхнего горения пока не удавалось ни одному зарубежному конструктору (возможно, над этим просто не работали, поскольку в Европе не бывает отопительных сезонов с перепадами температур в 60-70 градусов). Кроме того, Игорь Петрович создает котел для обогрева избушек охотников и коневодов, которым приходится целый день проводить в тайге.

    - Удобно будет. Утром затопил и спокойно проверяй ловушки. Вечером пришел - дома тепло до утра, - рассказывает он.

    - А вот у меня колосник в первую же зиму прогорел…

    - Колосники и дверцы будем закупать не в Польше, как делает зарубежный изготовитель. Договариваемся с одним из уральских заводов.

    - А якорь? Он же хлипкий и очень плохо распределяет воздух.

    - Вот, загляни в котел. Видишь? Совсем другой сконструировали…

    Эта компания тоже три года провела под крышей технопарка "Якутия". Судя по увиденному и услышанному, предприниматели время даром не теряли. Технопарк предъявляет к своим "постояльцам" обязательное требование: производимый ими товар должен создаваться с инновационными вкраплениями. В случае с "Саха-Липснеле" речь идет далеко не о вкраплениях.

    Впрочем, работать в Кангалассах будут и обычные предприятия, не претендующие на изобретательство. К примеру, здесь собираются делать кирпичи. Банальные, красные. Сейчас их в Якутск возят невесть откуда, хотя рядом есть отличные глины, а в городе даже существует микрорайон Кирзавод. Вот только самого завода с советских времен нет.

    - То, что за забором, - лишь самое начало. Здесь будет открыто всего 150 рабочих мест. Однако под ТОР отведено еще несколько площадок. Наша задача - обеспечить их инфраструктурой и привлекать туда инвесторов. Мелких, крупных - неважно. Главное, чтобы давали людям работу, выпускали товары и, встав на ноги, исправно платили налоги, - отмечает руководитель этого обширного, но пока малолюдного хозяйства Дмитрий Борисов.

    Поделиться