Иркутская область, город Ангарск. Здесь расположен головной офис общества с ограниченной ответственностью "Центр управления проектом "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ООО "ЦУП ВСТО" - дочернее общество ПАО "Транснефть"). Отсюда управляется огромная стройка, которая ведется на территории нескольких российских регионов.
В Иркутской области ЦУП ВСТО реализует один из своих крупнейших проектов - увеличение пропускной способности трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ТС "ВСТО"). ЦУП строил ВСТО с нуля, на его счету успешно выполненные задачи по расширению ТС "ВСТО" до 50 и 58 млн тонн нефти в год. Новая величина - 80 млн тонн нефти в год. Весь проект предполагает строительство шести новых НПС и реконструкцию пятнадцати действующих, увеличение объема резервуарного парка на 50 тыс. куб. м, строительство объектов внешнего электроснабжения. Три первые станции - НПС № 3,6,9 - Центр управления проектом сдаст в эксплуатацию уже в текущем году. За полтора года "в чистом поле" возведены три современнейшие станции, которым предстоит "разгонять" нефть до
заявленной мощности. Впереди - приемка станций рабочими комиссиями, сдача в эксплуатацию. На лето намечено проведение гидравлических испытаний технологических трубопроводов и резервуаров, комплексное опробование работы магистральных насосных агрегатов, систем оповещения и пожаротушения и другие пусконаладочные работы. Осенью 2017 года станции должны войти в состав ВСТО.
В пятистах километрах от Ангарска на головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) "Тайшет", с которой начинается ТС "ВСТО", ЦУП завершает масштабный проект по увеличению пропускной способности нефтепровода "Сковородино - Мохэ" до 30 млн тонн нефти в год. Ставший первым крупным российско-китайским трубопроводным проектом, нефтепровод был запущен в 2010 году. С тех пор были реализованы три этапа по увеличению его мощности. Четвертый, заключительный, включающий в себя строительство на ГНПС "Тайшет" двух резервуаров для хранения нефти объемом по 50 тыс. куб. м каждый (РВСПК-50 000), стартовал в апреле 2016 года. Все работы по расширению пропускной способности МН "Сковородино - Мохэ" планируется завершить осенью 2017 года.
В связи с увеличением мощности ТС "ВСТО" до 80 млн тонн нефти в год появилась необходимость реализации отдельного проекта - "Система защиты магистрального нефтепровода по давлению" (СЗМН), направленного на повышение уровня экологической и эксплуатационной безопасности трубопроводной системы. ВСТО-1 (участок от ГНПС "Тайшет" до НПС №21 "Сковородино") оснастят системой защиты от превышения давления, подобной той, что уже дей-ствует и обеспечивает безопасную прокачку нефти в объеме 58 млн тонн в год. Предварительно на нефтепроводе были выполнены расчеты нестационарных процессов, возникающих при отключении промежуточных НПС, работающих в режиме максимальной производительности. На основе полученных данных была определена необходимость оснащения НПС № 11, 12, 13, 16, 18, 19, 20 системой защиты, а также усиления существующей защиты на ГНПС № 1 "Тайшет", НПС № 10, 14 и 17. Проект охватывает сразу три региона - Иркутскую область, Республику Саха (Якутия) и Амурскую область. За минувший зимний период ЦУП ВСТО выполнил большой объем работ по устройству фундаментов под строящиеся объекты, практически на 100 процентов обеспечен завоз МТР. В весенне-летний период запланированы сварочно-монтажные работы на резервуарах аварийного сброса нефти, прокладка кабельно-проводниковой продукции, нанесение антикоррозионного покрытия на металлоконструкции и технологические трубопроводы, пусконаладочные работы. Степень готовности объектов проекта СЗМН, по оценкам специалистов ЦУП ВСТО, составляет от 60 до 70 процентов. Завершение его реализации запланировано на осень 2017 года.
Почти в трех тысячах километров от Ангарска, в Амурской области, ЦУП ВСТО продолжает строительство нефтеперекачивающей станции (НПС) № 29. Это первая НПС в рамках реализации инвестиционного проекта по увеличению пропускной способности ТС "ВСТО" на участке от НПС № 21 "Сковородино" до нефтепорта "Козьмино" (ВСТО-2) до 50 млн тонн нефти в год. Строительно-монтажные работы на объекте были начаты в августе 2015 года. Сегодня его готовность составляет более 70 процентов. Завершение строительства НПС № 29 намечено на конец 2017 года. Это первый этап в реализации крупного инвестпроекта по увеличению пропускной способности ВСТО-2. После строительства и подключения к трубопроводной системе НПС № 23, 26 и 32 пропускная способность ТС "ВСТО" на участке от НПС "Сковородино" до нефтепорта "Козьмино" составит 50 млн тонн нефти в год.
География проектов ЦУП ВСТО заканчивается в Хабаровском крае. В этом регионе в начале 2016 года Центр управления проектом приступил к сварочно-монтажным работам на линейной части нефтепровода-отвода ТС "ВСТО" - Комсомольский НПЗ. На сегодняшний день из 293 км трубопровода сварено 280 км (95 процентов). До наступления половодья строители успешно преодолели самые сложные участки трассы - болота Сельгонской и Алгинской мари. Кроме строительства линейной части, проектом предусмотрено возведение трех нефтеперекачивающих станций. Перед штабами строительства поставлены задачи выполнить в весенне-летний период основной объем работ по монтажу фундаментов и металлоконструкций основных зданий и сооружений. Также планируется закончить основные сварочно-монтажные работы на технологических трубопроводах и трубопроводах инженерных сетей. На НПС № 1 в августе завершится монтаж металлоконструкций четырех резервуаров для хранения нефти РВСП-20000.
Каждый из проектов не похож на другие масштабами, условиями реализации. Каждый проект предъявляет особые требования к строителям. Но объединяют их взятые ЦУП ВСТО обязательства по сдаче объектов высокого качества и точно в срок.