- Это выдающееся событие, - комментирует заместитель директора музея по научной работе, заслуженный деятель искусств Башкортостана Светлана Игнатенко. - Мы до конца даже не осознаем, что имеем.
По словам художника, журналиста-международника Виталия Меньшикова, "таким запасом художественных ценностей военной поры не обладает ни одна картинная галерея России и ближнего зарубежья, не говоря уже о дальнем. Уникальность галереи выражается в удивительной биографии собранной здесь коллекции. Галерея отразила характер "воскресенской" главы истории Московской художественной школы в духовном и профессиональном формировании целой плеяды именитых художников".
Основу коллекции сформировали 126 произведений, подаренных бывшими учащимися Московской художественной школы и их преподавателями селу Воскресенскому. Галерея появилась в 1971 году как народная, а в 1979-м официально стала филиалом Башкирского государственного художественного музея имени М.В. Нестерова, при этом, как отметила главный хранитель Валентина Сорокина, ни одна картина не была утрачена.
Пожалуй, нет в стране никакого другого села, которое бы рисовали так много и часто, как Воскресенское Мелеузовского района: его виды в разное время года, портреты местных жителей - этюды и законченные полотна, созданные в годы Великой Отечественной войны и десятилетиями позже. Авторы - профессиональные художники, для которых Воскресенское стало духовной колыбелью.
Но тогда, в 1941 году, они были обычными учащимися Московской художественной школы, которых эвакуировали сюда, в глубокий тыл, тремя партиями вместе с родителями и педагогами. Всего их было более 200 человек. Здесь они нашли не только пристанище на два тяжелых военных года, но и фактически обрели вторую родину.
Художница Клара Власова, навестившая Воскресенское в 1995 году, вспоминала: ехали до Башкирии долго, не до конца понимая, что происходит.
- Было нам по 12-15 лет. Одеты по-московски, особенным франтом был Вадим, сын Константина Паустовского: в бриджах, щегольском костюме. Но уже через несколько месяцев он ходил в лаптях, как и большинство деревенских. С питанием тоже было трудно, и все-таки нас кормили. Рисовали на улице, просили позировать местных. Те отвечали, что некогда, много работы. Тогда мы говорили: "За хлебушек" и доставали припрятанный от обеда кусочек клеклого хлеба. Вечно голодные селяне соглашались. Подрастали мальчики, уходили на фронт, кто прямо из села, кто чуть позже из Москвы.
Всемирно известный живописец, народный художник СССР Гелий Коржев писал: "Два года, проведенных учениками школы в деревне, среди природы, надолго определили творческое лицо школы. Мы, городские ребята, оставшись на два года без музеев и выставок, увидели: красота находится в природе, в простых людях, что окружали нас. В селе Воскресенском мы переживали тяготы и лишения военных лет. И вопреки всему много рисовали и писали. Вместе с непривычным укладом жизни вошло нечто неведомое городским девчонкам и мальчишкам: запах земли и сена, лошади, зипуны, лапти, весенние крики грачей..."
Позже они с гордостью называли себя "воскресенцами", подчеркивая свое духовное родство. Кроме безусловного таланта, они обладали таким качеством, как умение быть благодарными за добро. Галерея создана в знак признательности по инициативе Руслана Кобозева и Виктора Бабицина, при большой поддержке Гелия Коржева.
Как отметил скульптор и искусствовед Олег Буткевич, даря свое искусство этому далекому от столиц и музеев селу, сегодняшние "маститые" гасят в какой-то мере свой долг перед прошлым. Перед теми, кто их, плохо ли, хорошо ли, приютил здесь в сорок первом, перед теми, кто их здесь учил, кто им здесь позировал.
Воскресенское - место особое. Его история связана с горнозаводской колонизацией башкирских земель, с именами крупнейших промышленников России Твердышева и Мясникова. Здесь 270 лет назад был построен старейший на Урале медеплавильный завод. Рабочими стали вчерашние крестьяне, которых переселили из Нижегородской, Пензенской, Рязанской и других губерний. Так что можно понять, насколько село выделялось на фоне других в башкирской глубинке.
Во время Крестьянской войны завод был захвачен повстанческой армией Емельяна Пугачева. После поражения под Оренбургом Пугачев сам побывал на Воскресенском заводе. Среди жителей села до сих пор ходит легенда, как после богослужения в церкви завода он со своими людьми, а также местными, годными для службы, ушел подземным ходом в лес.
История Пугачевского восстания волновала умы и фантазию юных художников, которые рисовали на эту тему. Один из "воскресенцев", народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств Алексей Ткачев отметил, что в эвакуации многие сделали маленькие шедевры, нашли свою "золотую жилу" - большие темы, героико-романтические образы, пейзажи, портреты, сюжетные композиции, отразившие проблематику 1950-х годов и стилистику "сурового стиля", а также искусства 1970 - 1980-х годов со всеми метаморфозами художественного сознания.
Выдающийся акварелист Герман Травников, который специально приехал в Уфу из Кургана на вернисаж, назвал выставку "большим праздником искусства".
- Я немного моложе этих художников, но со многим общался, работал на академических дачах. Произведения показывают срез времени. Все уходит, а вот художественный образ остается и передается из поколения в поколение и помогает почувствовать и оценить ту эпоху, - отметил он.
Вся экспозиция, в которой присутствуют живопись, графика, скульптура и декорационное искусство, просто дышит любовью. Это выставка-публикация, представляющая не просто весь фонд галереи, но и каталог, который имеет особую научную ценность. Фолиант массой почти четыре килограмма вобрал в себя не только фотографии и описание каждого произведения, но и информацию обо всех 92 художниках. В нем есть также разделы о педагогах Московской художественной школы, о творческих династиях, представителями которых были юные художники.
- Материал собирался долго и трудно, буквально по крупицам, но была основа, сделанная заведующей галереи Еленой Барановой и членом-корреспондентом Российской академии художеств Людмилой Марц, а также эпистолярное наследие, - рассказала Светлана Игнатенко. - Неоценимую помощь оказали родственники ушедших из жизни художников. По мере исследования биографий к поиску подключились самые разные люди, возникли неожиданные контакты, открылись целые пласты фантастической информации. Например, выяснилось, что Наталья Мешкова-Малиновская делала в 1961 году декорации к фильму "Секретарь обкома", режиссером которого был Владимир Чеботарев, снявший один из лучших фильмов о войне "Батальоны просят огня". Затем она была художником фильма "Красная палатка", который снимал легендарный Михаил Калатозов. И такие факты находились буквально о каждом.
Кстати
С годами коллекция галереи пополнялась - художники дарили Воскресенскому новые работы. До недавнего времени в фонде насчитывалось 399 произведений, и буквально несколько недель назад благодаря очередному дару их стало 400. Все они представлены на выставке. Но путь от Воскресенского до Уфы оказался сложным. И не только потому, что надо было аккуратно доставить картины и скульптуры. К слову, с ними нянчились, как с маленькими детьми. Картины требовали чистки, "лечения", нового обрамления, чем в течение полугода и занимались сотрудники музея. Реставраторы Эльмира Фаридонова и Светлана Лаптева, не поднимая головы, сутками восстанавливали произведения. Как отметила Валентина Сорокина, ни в одном музее не производят такой объем реставрационных работ. В результате произведения обрели вторую жизнь.
1,8 миллиона рублей составила сумма гранта главы Башкортостана на реализацию проекта "Адрес памяти - Воскресенское".