Власти Киргизии встревожились аварийностью на дорогах

Ситуация с аварийностью и нарушениями ПДД на дорогах страны ухудшилась настолько, что на нее обратил внимание президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. Он поручил правительству и Совбезу КР подготовить специальное совещание, на котором будет рассмотрен и утвержден комплекс срочных мер по обеспечению безопасности дорожного движения в республике.

Поручение это глава государства дал после того, как в Бишкеке произошло несколько аварий, вызвавших большой общественный резонанс. Так, на одной из улиц столицы водитель, управлявший иномаркой, сбил двух школьников и скрылся с места ДТП. Дети возвращались домой после учебы и переходили дорогу на зеленый сигнал светофора. Они получили тяжелые травмы и долгое время находились в реанимации. Сейчас, по данным медиков, состояние мальчиков стабилизировалось.

Водителя задержали через пару дней. Выяснилось, что он два года назад, будучи за рулем, сбил насмерть человека. Наказания он избежал, оплатив семье погибшего моральный ущерб. Родственники простили виновника и отказались от претензий. Законодательство КР позволяет это делать. На этот раз, по его словам, он спешил к другу и не увидел переходящих дорогу мальчиков. А скрылся потому, что испугался. Мужчину на время следствия водворили в Бишкекский СИЗО.

Именно после этого случая - и после поручения президента - в правительстве состоялось заседание, посвященное тому, что творится на дорогах страны. На нем были представлены пугающие факты. По официальным данным, за первый квартал 2017-го количество ДТП в республике выросло на 13 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как сообщил министр внутренних дел КР Улан Исраилов, с начала 2017-го в Киргизии произошло 1169 аварий, в которых погибли 148 человек (восемь детей) и 1886 (221 ребенок) получили травмы различной степени тяжести.

- В основном ДТП происходят из-за превышения скорости и выезда на встречную полосу, - отметил министр.

Однако, по мнению главы правительства, причиной участившихся дорожно-транспортных происшествий являются не только грубые нарушения ПДД.

- Несмотря на то что было создано Главное управление патрульной милиции и увеличены размеры штрафов, ситуация на дорогах не меняется. Да, сегодня 80 процентов ДТП происходит по вине водителей, но они нарушают правила потому, что чувствуют свою безнаказанность, - сказал Сооронбай Жээнбеков.

Пока в кабинете министров шло совещание, в Бишкеке иномарка сбила двух человек. Водитель не успел затормозить, когда пешеходы вышли на проезжую часть в неположенном месте. Результат - пострадавшие с травмами в больнице, машина на штрафстоянке, водитель в милиции дает показания.

Что делать? Ответ на этот вопрос должны дать профильные структуры и как можно быстрее. По крайней мере, премьер-министр поставил такую задачу. На совещании были определены примерные направления предстоящей реформы. Во-первых, наводить порядок на дорогах нужно с помощью видеокамер. По данным ОАО "Кыргызтелеком", уже летом 2017-го ожидается запуск в Бишкеке пилотного проекта "Безопасный город". "С помощью специального оборудования будут фиксировать нарушения правил дорожного движения и анализироваться ситуация на наблюдаемом участке", - пояснили в компании. Во-вторых, необходимо проверить качество обучения в автошколах, ужесточить контроль за сдачей экзаменов и процедурой выдачи водительских удостоверений. С таким предложением выступил секретарь Совета безопасности КР Темир Джумакадыров. В-третьих, должен быть разработан механизм мониторинга такси и маршруток. Гос-органа, который бы отслеживал набор водителей в службы такси, состояние их авто, физического здоровья и уровень знания ПДД, в республике, как выяснилось, нет.

- В настоящее время в обществе звучит очень много нареканий на участившиеся аварии и ситуацию на дорогах. В короткий срок соответствующие государственные органы и структуры должны внести предложения по разработке мер, призванных обеспечивать безопасность дорожного движения. Они будут направлены президенту, - резюмировал глава кабмина.

Как сообщили корреспонденту "РГ" в Управлении патрульной милиции (ПМ), ведомство со своей стороны уже подготовило предложения и отправило их на рассмотрение и обобщение в МВД КР. О каких именно инициативах идет речь, в ПМ говорить отказались.

Между тем простые водители не верят в то, что властям удастся навести на дорогах республики порядок. Как считают автолюбители, на это у правительства нет ни денежных средств, ни людских ресурсов, то есть компетентных сотрудников милиции.

Тем времене

В мэрии Бишкека заявили, что маршрутки остаются главными перевозчиками пассажиров в столице. При этом ежедневно сотрудники патрульной милиции штрафуют водителей "бусов" за нарушения правил дорожного движения. "За первый квартал 2017-го было выписано 1814 штрафов, один водитель был арестован за то, что сел за руль пьяным. С начала года на пересдачу экзамена на знание ПДД было отправлено более ста человек", - сообщили в муниципалитете.

Кстати

Ущерб от автоаварий, наносимый инфраструктуре и экономике страны, превышает 12 миллиардов сомов в год. К такому выводу пришли эксперты Национального института стратегических исследований (НИСИ) КР, изучив статистику дорожно-транспортных нарушений в Киргизии начиная с 2004 года. Значительную часть ущерба от ДТП, как утверждают в НИСИ, составляют материальные потери в результате гибели или ранения людей. "Это потери служб по эксплуатации дорог и ликвидации последствий аварий, затраты патрульной службы и юридических органов на расследование и лечение пострадавших в медицинских учреж-дениях, расходы предприятий, сотрудники которых попали в ДТП (оплата бюллетеней, выдача пособий), и так далее", - отмечают в НИСИ.